Поздравляю вас с праздником Преображения Господня. Он посвящен одному евангельскому событию. Однажды Господь Иисус Христос, взяв троих апостолов, взошёл на гору Фавор, и, там на горе апостолы увидели, что лицо Его как солнце воссияло – и не только лицо, но одежды Его сделались белыми, как снег. Через это Господь показывал апостолам, что Он есть Мессия, Которого обещал Господь в Ветхом Завете. Потому что через пророка Моисея Он предсказывал: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты… кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» (Втор. 18:18-19).
У Господа Иисуса Христа, конечно же, по Его человеческой природе было и пророческое служение. В Ветхом Завете ни один другой пророк не мог сравниться по авторитету с пророком Моисеем. При этом известно было, что у Моисея «лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним» (Исх. 34:29). И когда Иисус показывает, что Его лицо просияло, для апостолов это был явный знак, что это тот самый пророк, но он не просто как Моисей, а выше, потому что у Моисея только лицо просияло, а у Иисуса даже одежды стали белы как снег. Через это было тоже явлено апостолам, что Он не только лишь пророк, который получает от Бога благодать, но Сам воплотившийся Бог, носитель благодати.
Ну и чтобы не осталось никаких сомнений, является сам пророк Моисей вместе с пророком Илией. Апостолы видят их, как они беседуют с Господом Иисусом Христом. Вдумайтесь, как это красиво: пророки Моисей и Илия – самые известные пророки Ветхого Завета; и апостолы Пётр, Иоанн и Иаков, приближённые Господа Иисуса Христа – они являли в себе, можно сказать, вождей Ветхого и Нового Завета. И так вожди Ветхого Завета смотрят на вождей нового Завета и видят друг друга воочию. Пророки видят апостолов, апостолы видят пророков, Ветхий Завет смотрит на Новый, и Новый на Ветхий через этих своих лучших представителей. И через это, конечно, выражается то, что Господь Иисус Христос есть духовный центр всей человеческой истории. Смысл Ветхого Завета был в том, чтобы подготовить человечество ко пришествию Спасителя; смысл Нового Завета – в том, чтобы сообщить миру о том пути спасения, который уже пришедший Сын Божий, Спаситель принёс нам. Христос всё это в Себе соединяет на горе Фавор, и Ветхий, и Новый Завет соединяются в Нём, и Ветхий, и Новый Завет ради Него.
О чём говорили с Иисусом пророки Моисей и Илия? Преподобный Ефрем Сирин объясняет, что Господь рассказывал им о предстоящем Ему крестном страдании и том деле спасения, которое Он через это совершит для не только израильского народа, но для всего человечества. А пророки благодарили Его за то, что Он исполнил их чаяния и их предсказания. И вот когда все они вместе были, донёсся голос с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте» (Мф. 17:5). Как еще говорит преподобный Ефрем, пророки через эту встречу увидели воплощение Христа в том, что касается Его Человечества, а апостолы увидели Славу Его Божества.
Эта встреча на Фаворк является также и образом Церкви, которая объединяет всех праведников, живших до Христа и после Христа. Как они встретились тогда на горе Фавор, так они встретятся и в Царствии Небесном.
Конечно, через это сказание Евангелия также и изобличаются и некоторые лжеучителя. Есть еретики, которые говорят, что будто бы душа человека после смерти разрушается или как бы засыпает, и вот уже во время воскресения будто бы и душа воскресает, и тело воскресает. Но нет. Мы видим, что пророк Моисей, хотя он уже умер, разговаривает с Господом Иисусом Христом.
И всё множество протестантов, которые отвергают молитвы святым, тоже обличается этим рассказом, потому что они говорят: ну как же, они ведь умерли, значит, не могут общаться! – Но вот, пророк Моисей умер, и однако же он разговаривал со Христом как живой. И через это исполняются слова Господа, что у Бога все живы. Как пророк Моисей разговаривал с Господом, так и другие святые могут общаться с Богом, сохраняют личное самосознание в инобытии и после смерти, и до своего воскресения в теле.
Обличаются, конечно, этим рассказом, и иудеи, которые не приняли Христа, но говорят, что они следуют закону Моисея. Потому что сам Моисей принял Христа, мы видим, что Христос выше Моисея, и это не унизительно для древнего пророка, но радостно - увидеть Его. Не Христос пришел к Моисею, но Моисей явился ко Христу. И через это тоже Господь показал Себя как Бога, потому что только Бог имеет власть над мёртвыми. Над живыми мирские власти могут приказать, чтобы человек явился, а попробуй вызвать мёртвого к себе! Только Богу это под силу.
И настолько хорошо было там, что апостол Пётр даже предложил: давай мы сделаем здесь три палатки – для тебя, для Моисея, для Илии, чтобы подольше остаться здесь. Это было из-за того, что душа его ощутила сладость Царствия Божия. Незадолго до этого Христос пообещал, что некоторые них увидят Царствие Божие в силе, вот там, на горе Преображения они увидели и ощутили. И кроме того, Господь показал нам через это то, что Он приготовил для всех нас. Призвав апостолов, через них Он открыл, что Его ученикам уготовано это: эта радость, эта слава, это общение со святыми, эта победа над смертью.
Видя всё это, постараемся в свою меру двигаться на гору Фавор со Христом, чтобы состоялось и наше преображение. Но если у Господа восхождение на гору Фавор предшествовало восхождению на Голгофу, то для нас, для христиан, по-другому. Мы сначала должны, как Он призвал, взять крест свой и идти за Ним на Голгофу. Голгофу какую: как апостол Павел говорил: «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 6:24). Преодоление собственной греховности сравнивается с распятием. И вот после того как ветхий наш человек умрёт и мы воскреснем во Христе, будет и наш Фавор, будет и наше Преображение, будем и мы с Господом, чего да сподобит всех нас Господь.