Найти тему
Иерей Георгий Максимов

О почитании креста (ответ критикам)

Сегодня Церковь отмечает праздник Происхождения (Изнесения) Честнаго Животворящего Креста Господня. Он восходит к тем временам, когда персы захватили Иерусалим. Они разграбили храм Воскресения Христова, захватили Древо Креста Господня и увезли в свою столицу. И впоследствии, когда с Божией помощью греки победили в этой войне с персами и захватили их столицу, император Ираклий вернул Крест из Персии в Иерусалим. И в честь такой радости возвращения Креста было установлено особое шествие с Крестом, и в Константинополе эта традиция продолжилась в последующие века. Поначалу это была только местная константинопольская традиция, но уже к XII-XIII векам данный праздник распространился и в других поместных Церквах. И неудивительно, потому что мы любим Господа Иисуса Христа, и желание выразить благодарность Ему за спасение нас на Кресте, которое Он соделал, выражается в том числе и таким образом, что у нас три празднования, посвящённых Кресту Господню. Помимо сегодняшнего также Крестовоздвижение и Крестопоклонная Неделя.

Я хотел бы сказать о нашем почитании Креста, потому что есть люди – прежде всего это сектанты, а также иноверцы, – которые пытаются высмеять почитание Креста в христианстве. Они говорят: Крест – это орудие казни, на нём убили Христа, и вы его почитаете? Особенно нелепо это слышать со стороны сектантов, которые называют себя христианами. Потому что открыв Послание апостола Павла, мы читаем: «Не хочу ничем хвалиться, кроме Креста Христова» (Гал. 6:14). То есть апостол Павел не считал Крест Христов чем-то позорным или трагичным, он хвалился им. Если апостол хвалился им, а вы стыдитесь Креста Христова, то явно, что у вас не та же вера и не то же отношение ко Кресту, какое было у апостола.

Значение Креста для нас столько торжественно, потому что он не орудие смерти Господа, но орудие Его победы над смертью, победы над дьяволом. Если солдаты захватят оружие врага и этим вражеским оружием его же и победят, то потом они не стыдятся этого оружия, а выставляют его в музее. До сих пор мы можем найти в музеях эти трофейные экземпляры оружия, которые были захвачены у врага и которые выставляются как признак гордости, признак доблести. То же самое Господь совершил, взяв действительно то, что было орудием смерти, орудием позорной казни, и превратив это в орудие спасения.

Те же самые хульники Креста говорят: а вот если бы, допустим, вашего дедушку или вашего брата, или вашего сына так казнили бы, то неужели бы вы почитали Крест? Если бы он при этом воскрес, и этим крестом спас всё человечество от власти дьявола – то конечно, мы были бы рады. Это было бы не знаком скорби. Скорбь – это там, где смерть без надежды воскресения. В случае Господа Иисуса Христа Его смерть стала тем, что спасло нас, об этом в Священном Писании прямо сказано, это было предсказано и Самим Господом. Был эпизод, в Ветхом Завете описанный, когда иудеев за грехи свои покусали змеи в пустыне, и вот они стали умирать от укусов змей. И Бог сказал Моисею: «сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (Числ. 21:8-9). И Господь Иисус Христос указал это как на прообраз Его крестной жертвы: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:14-15).

Он мог бы что угодно использовать, но Он именно через образ той змеи, которая покусала этих несчастных древних израильтян, устроил для них спасение. Это и премудрость, и сила, и доблесть Господа – делать то, что ужасное, страшное, тем, что приносит спасение и жизнь.
И Крест Христов – это не только знак триумфа Господа. Для нас это также и святыня. Потому что, как говорит апостол Павел, Христос на кресте «принес Себя в жертву» (Евр. 9:28). Это значит, что Он сделал Крест жертвенником. Жертвенник – это место, на котором приносятся жертвы Богу. В Ветхом Завете приносили в жертву животных, но даже про этот жертвенник сказано в Книге Исход, что это «святыня великая: всё, прикасающееся к жертвеннику, освятится» (Исх. 29:37). Если даже этот ветхозаветный жертвенник от этих малых жертв назывался великой святыней, то тем более Крест, на котором Сам Господь Иисус Христос принёс Себя в жертву, ещё в большей степени является для нас великой святыней.

Господь нам, которые существуют не только душою, но и телом в этом материальном мире, даёт материальную святыню, потому что мы нуждаемся в полном освящении – не только наши души, но и тела наши. Поэтому существует материальная святыня, самая главная из которых, конечно, Крест Господень. И так же, как исцеляли одежды Господа Иисуса Христа, когда к ним прикасались (Мф. 14:36), много чудес происходит от Креста Господня.

Но особенно Крест Христос страшен для демонов, потому что через него они получили самую страшную духовную рану, и для них стало очевидно, что они проиграли. По словам мученика Николая (Варжанского), как собака, которую побили палкой, боится эту палку, так и дьявол боится изображения Креста Господня, на котором Сын Божий победил его.

Я думаю, многие из вас знают это по опыту. Даже просто если совершить крестное знамение во время искушения, насколько сильно оно подаёт облегчение. И случаются какие-то явные нападения бесов, тоже всё это мгновенно рассеивается от изображения Креста Господня. И именно потому, что бесы боятся Креста, они заражают и тех же самых сектантов, о которых мы говорим, этой неприязнью ко кресту Христову. Сектанты говорят: конечно, мы почитаем Крест Христов, но в душе, в уме. Но если бы ты его в уме почитал, ты бы его и во материальной форме почитал. Не может быть так, что ты одно и то же в уме почитаешь, а в материальной форме презираешь, насмехаешься над этим.

Ещё хотелось бы ответить на эту насмешку хулителей: а если бы Иисуса повесили, то вы бы виселицу на себе носили, или если бы мечом если Его казнили, то мечи на себе носили? Да, мы почитали бы любое орудие, которое Господь использовал бы для Своей победы над дьяволом и для нашего спасения. Но Он не случайно избрал Крест, это прообразовано было ещё в ветхозаветные времена. Когда патриарх Иаков благословил своих двух внуков, он сложил руки крестообразно. Или же когда описывается, как во время войны израильтян с амаликитянами, которую вел Иисус Навин, Моисей стоял на горе, и когда он стоя, поднимал руки крестообразно, тогда израильтяне побеждали. Когда же он опускал руки, тогда побеждали амаликитяне, и через это тоже была знаменована крестная жертва и принесенная ею победа.

Крест не случайно избран Господом. Как перекрёсток дорог позволяет людям с разных концов наиболее быстро и легко собраться, так и крест, обнимая все четыре стороны света, открывает путь ко спасению всем, кто приходит и с севера, и с юга, и с запада, и с востока. Так что в этом есть глубокий смысл, почему Господь избрал именно Крест для того, чтобы победить дьявола.

Крест Господа является для нас также и знаком любви Божией, ибо, как сказано в Евангелии от Иоанна: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Так что для нас Крест это знак любви Бога к нам, недостойным. И всё то, чего то стыдятся внешние и непонимающие, мы этим хвалимся точно так же, как и апостолы. Как апостол говорил, что «слово крестное для погибающих есть юродство (то есть безумие), а для нас сила Божия» (1 Кор. 1:18).

Так что будем благодарить Господа за Его великий дар спасения, который Он совершил на Кресте, и постараемся вести жизнь достойную этого дара.