Иногда идёшь так по лесу и видишь вековые деревья – дубы, пихты, священные камни, большие и малые. Где-то в глубине души понимаешь, что когда-то, очевидно, это место было непростым, - представляло собой святилище – благо рядом живописная река, берег, возвышенность, камень в виде головы змеи и т. д. Поражаешься уровню развития и духовным устремлениям тех, кто всё это творил, выстраивал, созидал… Но как это всё работало, абсолютно не понятно.
Но как-то вдруг, в один прекрасный солнечный день, я спускаюсь по склону к берегу, и не по проторённой дорожке, а ухожу в сторону, по траве, где нет никаких дорожек, – направляюсь к двойной берёзе – в виде рогатки, встаю около неё и ….О, Мама Мия… Деревья, которые представлялись сами по себе и которые, как казалось, были посажены вдоль известной к берегу дороги, вдруг перед моим взором выстроились строгой аллеей, и в конце этой аллеи по праву занял своё место самый большой камень в виде пирамиды (со многими рисунками), а с другой – двойная берёза.
Т. о. прямо на глазах разрозненные (как казалось) элементы (камень, деревья и т. д.) выстроились в некую ЦЕЛЬНУЮ КАРТИНКУ – именно ЦЕЛЬНУЮ, и ни в какую другую. Пришло понимание, что именно в таком виде это святилище становится ЖИВЫМ, оно начинает, может действовать как созидающее НАЧАЛО. При других ракурсах всё вокруг лишь отдельные элементы ХАОСА. А здесь всё на СВОИХ МЕСТАХ и имеет СТРОГИЙ ПОРЯДОК (своё чёткое МЕСТО). Т. е. картинка в таком виде смогла чётко соответствовать в своём расположении элементов космогонической картине мира, где, к примеру, центральное место занимает Мировая Гора.
В этот момент понимаешь, что многие священные и сокровенные места на нашей планете могут ожить и, очевидно, ОЖИВАЮТ только при правильном их восприятии. Т. е. на них необходимо смотреть с определённого конкретного ракурса, где элементы начинают выстраиваться по определённым конкретным правилам – ПРАВИЛЬНО. В такие моменты картинка начинает именно ВЫСТРАИВАТЬСЯ на глазах как мозаичное панно, которое до этого представляло собой лишь ОТДЕЛЬНЫЕ ПАЗЛЫ, с которыми не понятно, что делать (у них нет чётких выпуклостей и впадин как в современных играх), и их то или иное сложение не очевидно.
Ещё раз повторю, что смотреть необходимо с определённого ракурса. А, возможно, и даже с конкретной точки (знание о которой, по-видимому, было уделом людей определённого духовного сана, жрецов, например). Так как именно с этой точки, ракурса, ландшафт, священное строение и т. д. приобретают ЦЕЛЬНОСТЬ и становятся живыми героями космогонической картины мира в соответствующих мифологических текстах в той или иной традиции. А, как известно, эти таинственные тексты являются неотъемлемой и наиважнейшей частью АКТА ПЕРВОТВОРЕНИЯ, осуществляемого в определённые промежутки времени волхвами, жрецами и т. д. – на стыке времён, сложных для мира ситуаций и т. д.
Удивительно, что это осознание мне пришло в голову под утро 17.08.2020. При этом в голове возникла именно картинка камня в конце аллеи. Солнечное утро, утро после вечерней бани (накануне тем же вечером смотрела передачу «Линия жизни» Николая Губенко).
Очевидно также, что подобная картинка как ЦЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ должна выстраиваться, в первую очередь, в голове одного или нескольких ведущих (волхва (или жреца) или волхвов, если их несколько), как главных действующих лиц в МИСТЕРИЯХ, – подобно ДИРИЖЁРАМ В ОРКЕСТРАХ, - так как в их ведении находится СЛОВО, ЯЗЫК. Именно СЛОВОМ в священном пространстве совершается САМОЕ ГЛАВНОЕ, что по-другому никак не выразить, не воспринять и не восполнить. И СЛОВО, возможно, это должно звучать ОПРЕДЕЛЁННЫМ ОБРАЗОМ и никак иначе… Это собственно как маму мы должны называть МАМА, а папу ПАПОЙ и т. д. А с другой стороны, обращение к потаённому не может быть на простом обыденном языке (оно может быть в исключительных случаях) – должно быть как раз на языке потаённом, скрытом.
По той же аналогии, описанной выше, возможно, и лабиринты, и сейды и т. п. сооружения также выступают частью конкретной мифологической картины, которую чаще всего не видно или она намеренно скрыта от профанного восприятия.
А вообще складывается устойчивое ощущение, что священные места сами себя - по мере своих сил - каким-то определённым образом выстраивают, оберегают, но сами же и приоткрывают свои тайны, если посчитают это нужным в рамках своей неведомой нам логики. Хотя, конечно, силы не безграничны и требуют, как мне представляется, человеческой помощи и определённого чуткого внимания со стороны. Всё это естественно напоминает отчасти систему сообщающихся сосудов.
P. S.
«В прозаическом пересказе былины, по записям П. Н. Рыбникова, край, где повстречались два русских богатыря, поименован Сиверными горами, а ещё Светлыми. По некоторым версиям имя самого могучего богатыря также звучит - Светогор. Всё это лишь усиливает аргумент в пользу северного места действия былин Святогорова цикла.
Акт передачи силы и старшинства от Святогора к Илье носит ритуально-мистический характер: Святогор лежит в каменном гробу, из которого ему уже не суждено подняться (что напоминает сюжетную линию мифа о смерти Осириса), и в этот момент “пошла из него да пена вон”. При помощи этой таинственной «пены» и совершился акт передачи силы от одного богатыря к другому:
Говорил Святогор да таково слово:
– Ты послушай-ко, крестовой ты мой брателко!
Да лижи ты возьми ведь пену мою,
Дак ты будешь ездить по Святым горам,
А не будешь ты бояться богатырей,
Никакого сильнего могучего богатыря.
Пребывание Ильи на Сиверных (Уральских) горах было достаточно продолжительным. Богатыри много и плодотворно общались:
Ездили они по щелейкам
[щелейки – «скалы». – В. Д.],
Разъезжали тут оны да по Святым горам,
Ездили оны по многу времени,
Ездили оны да забавлялись…
Другие подробности этой истории неизвестны. От архаичных русских сказаний чудом сохранились лишь крохи, но и они позволяют судить о сакральной географии стародавних времен» (Дёмин В. Н. Загадки Урала и Сибири. М., 2000. С. 25).
19.09.2022 (17.08.2020)