Подвигом непрестанной молитвы и смирения святые оптинские старцы получили величайшие дары чудотворения и прозорливости. Их наставления многим служат поддержкой и опорой в духовной жизни.
На нашем пути нередко встречаются скорби и искушения и преподобные отцы учат быть нас готовыми к этому. А случаются они, чаще всего, от того что мы желаем лишь счастья земного, забывая о вечном.
Конечно, вся жизнь есть тайна Божия. Нам кажется, что случайно мы встретили на пути старца и вот он нас направил в нужную сторону. Или наоборот, встретили клеветника, который все наши грехи назвал, а мы возмутились. Ничего просто так не случается, потому что миром правит только Господь. Перед нами, как говорил преподобный Варсонофий, множество шкатулок, а ключей нет. Человеку лишь нужно хранить веру Христову и по силе исполнять Его заповеди.
И Преподобный Макарий Оптинский поучает нас в том, чтобы мы приготовились к искушениям. Потому что всякому нужен этот огнь искушений к испытанию и научению в терпении.
Хорошо бы верующему человеку приучить себя смотреть на все с такой точки зрения: всё, чтобы не случилось - это Промысл Божий печется о моем спасении.
В обучении духовной жизни необходимы потрясения, именно через них человек обретает твердость в вере. А потому, пишет старец Макарий, не нужно унывать, а во всем снова и снова видеть Промысл Божий.
Что тяжело жить стало, говорит преподобный Анатолий, не унывайте и даже нисколько не смущайтесь. Мы ведь в духовном плане совсем юные. Потому и нельзя юному переплыть море страстей без каких-либо волнений. Да и страх, который постоянно окутывает от происходящих событий вокруг, ужасает нас. Но как бы там ни было, всё это временно. И буря в свое время стихнет, и солнышко снова взойдет, а там глядишь и до тихого, уютного и вечно зеленеющего островка рукой подать. Нужно заручиться терпением и все будет хорошо.
Преподобный Иосиф так говорил:
Как устроились обстоятельства, так и должно жить, потому что окружающие нас обстоятельства устрояются не просто случайно, как думают многие современные нам новомодные умники, а всё делается с нами Промыслом Божиим, непрестанно пекущимся о нашем душевном спасении.
Мы желаем покоя здесь на земле, нам и не хочется даже слышать о чем-то ином. Но покой нам обещан лишь в будущем веке. Будущий век - это жизнь после смерти. На земле же положен труд и искушения, - подчеркивает преподобный Амвросий Оптинский.
С нами Бог и бояться слишком не до́лжно!
Мы пришли в эту жизнь, чтобы учиться духовной жизни. И когда человек согрешает, а потом исповедуется в соделанном, то определенный отрезочек жизни им пройден. Но из этого должен быть извлечён урок. Потом человек внезапно снова падает и совершает грех и вот уже его отчаяние захватывает, что нет ему спасения. Лукавый этого в принципе и добиваться, чтобы ввести в отчаяние и внушить человеку, чтобы он прекратил борьбу. Но, говорит преподобный Анатолий, что ж удивительного, если погрешаем? Будем исправляться! А исправит нас Сам Бог!
Кто внимает себе, кто сожалеет о слабой жизни духовной, но все же ищет помощи Божией, то поневоле пойдет путем мытаря, похваленного в Евангелии.
Так что не будем унывать, а понесем своей крест дальше безропотно и с благодарностью ко Господу.
Преподобный Амвросий Оптинский говорил всем:
Скоро всё пройдёт... Пройдет, как приятное, так и отрадное. Пройдет и прискорбное и болезненное... И мы должны помнить о самом главном и не забывать апостольское слово: вси хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гонимы будут (2 Тим. 3,12).
Какие бы не случились с нами и сегодня огорчения, они подобны малейшей искре, если плюнешь - потушить, - говорит преподобный Антоний. А если эту малейшую искру начать раздувать, то пламень случится и все доброе в человеке истребит.
Свои скорби мы часто увеличиваем из-за того что ропщем на Бога: а за что? Почему? Зачем? Если ты есть, то почему так поступаешь со мной?
И чего только не наговорим в этой жуткой агонии.
Преподобный Иосиф наставляет:
Мы сами увеличиваем свои скорби, когда начинаем роптать.Имей, что нужно и необходимо, а лишнего не собирай, а если не будешь иметь да будешь скорбеть, то что толку? – лучше держись середины. Сильнее всего в человеке действует противоречие. По своему желанию человек иногда и трудное что сделает, а скажи ему легкое что сделать, то сейчас же расстроится. А надо слушаться.
Преподобный Варсонофий Оптинский в утешение всем нам даёт следующее наставление:
Все несут свой крест, и вы несете свой крестик, хоть и одним пальчиком, а все-таки несете. Несение креста необходимо потребно для спасения всякому христианину, а не только монаху. Да, все несут крест и несли, даже вочеловечившийся Бог нес крест, и Его крест был самый тяжелый, как заключавший в себе все кресты всех людей. И заметьте: Бог несет крест, а человек помогает (Симон Киринейский) тем, что берет от Него крест и сам несет его. Значит, и мы, неся свои кресты, помогаем Господу в несении креста, т. е. готовимся быть Его слугами на небесах в лике бесплотных Духов. Какое высокое назначение!
Слава Богу за всё!