Скованные одной цепью, связанные одной целью..
Букер Вашингтон «Восставая из рабства»
Я уже говорила, что предпочитаю художественную литературу нехудожке, но все зависит от темы. При подходящей теме и качественном изложении любой нонфикшн пойдет за милую душу. Так и в этот раз: как только я увидела название книги еще в анонсах, загребущие мои лапоньки начали загребать.
!!Если тема для вас – интересна, но нехудожественная литература пугает до дрожи в коленочках, обратите внимание на «Корни» Алекса Хейли. Вещь и-зу-ми-тель-на-я. И даже несмотря на «пухлость» томика, читается взахлеб, с упоением и присущим негодованием. А ежели вы ничего не имеет против нехудожки, то «Восставая из рабства» - именно та книга, где по полочкам, будто из маленьких частей паззла, разобрана и собрана эта нелегкая тема.
Рабство – для современных людей, не проживающих на Западе, - все-таки нечто эфемерное. Это не наша история, не наши предки, не наши болезненные воспоминания. Но один поворотный момент – и начинаешь ощущать все иначе. Я уже говорила, что попав случайным образом в музей, посвященный рабству на острове Занзибар, увидев своими глазами место рыночной площади для сбыта живого товара, спустившись в «зал предпродажного ожидания» с очень низкими потолками, цепями (они остались), а ранее – с удушающим спертым воздухом из-за нечистот немытых тел – к горлу подкатывает ком. Даже сейчас. Когда все убрано и проветрено. А услышав историю от местного жителя, чья прабабка была рабыней- да у почти всего населения предки находились в рабстве! – начинаешь смутно осознавать, что эта история не закончилась и не исчезнет бесследно. Всего 150 лет назад было отменено рабство. В то время как несколько сотен лет до этого считалось абсолютно нормальным распоряжаться человеком, как вещью. Оставлять «инвентарем» в завещании. Дарить или продавать лишние рты, детей рабов. Или наоборот, женить по своей прихоти рабов, чтобы иметь еще одни рабочие руки (зачастую дети рабов– были детьми хозяев).
Букер Вашингтон, автор этой книги, за свои почти 60 лет сделал немыслимое: вся его жизнь напоминает американские горки везения, случайности и упорства. Этот человек скончался более чем столетие назад, но его вклад в образование, экономику, в преодоление пропасти между белым и темнокожим населением неоценим до сих пор, а его выступления на политических дебатах считаются одними из самых успешных.