С Холодным приёмом, подписчики и гости канала. В этой статье хотелось затронуть глубокие корни вселенной чужих и рассказать как чужие связаны с творчеством Говарда Филлипса Лавкрафта.
Чужие эталон мрачного, космического хоррора. За долгие годы лишь несколько фильмов смогли приблизится к атмосфере оригинального фильма. К таким фильмам можно отнести Пандорум (2009), Сквозь горизонт (1997) и от части фильм Пекло (2007). Эти фильмы хороши, каждый по своему,мих создатели безусловно черпали вдохновение из оригинального фильма Чужой (1979), но и чужой появился не на пустом месте.
Прошлые статьи
- Первый сценарий третьего Чужого, фильм который превратился в комикс
- Инсектоиды или рептилоиды в фантастических фильмах, кого людям надо бояться больше всего Часть 1: Инсектоиды
- Инсектоиды или рептилоиды в фантастических фильмах, кого людям надо бояться больше всего Часть 2: Рептилоиды
- Самые опасные инопланетяне из фильмов 80х-90х
- Чужой и библейские отсылки во франшизе о ксеноморфах
- Что, если бы Гильермо Дель Торо был режиссёром фильма Прометей (2012)?
Корни тихого космического ужаса, в мире где всем заправляют жадные мегакорпорации, восходят к произведениям Лафкрафта. Как визуальный стиль ксенорморфа, так и более глубокие мотивы глубокого и враждебного космоса черпают своё вдохновение в книгах писателя.
Сюжет
Большим поклонником лавкрафтовских ужасов был Дэн О’Бэннон, один из создателей вселенной Чужих и сценарист целого ряда фильмов. В изначальных О’Бэннон планах Сюжет классического Чужого должен был выглядеть несколько иначе. Люди должны были столкнуться с ксеноморфами в святилище огромного храма, где некий религиозный культ приносил жертвы для размножения Чужих, которые были чем-то вроде священных животных. Эту идею подхватил дизайнер Ганс Руди Гигер, который отвечал за декорации в фильме.
Источником вдохновения явился рассказ Говарда Лавкрафта Безымянный город (1921). Некий археолог попадает в самый древний древний город посреди Аравийской пустыни. Больше всего его поразили изображения неких существ, с чертами рептилий. Лавкрафт описывает их крайне уродливыми, что-то среднее между крокодилом, ящерицей и тюленем. Им было посвящено огромное количество фресок и иероглифов, которые по своей древности значительно превосходили египетские пирамиды. Фрески во всех подробностях описывали жизнь этих существ, которые фактически правили в неизвестном и самом первом государстве со столицей в Безымянном городе.
Исследователь приходит к выводу, что все эти изображения не более чем аллегория по отношению к нарисованным существам. При более детальном изучении станет возможным прочитать историю народа, который поклонялся этим тюлене-крокодилам. Дэн О’Бэннон планировал сделать Чужих такими же тотемными животными. От части основу он заложил ещё в первом фильме. Позднее работая над продолжениями ему наконец удалось завершить идею до конца в фильме Чужой против Хищника (2004). Там древняя цивилизация приносила в жертву молодых девушек, чтобы их них могли появиться чужие и могла начаться великая охота хищников.
- Космический Зверь, Ридли Скота и Дэна О`Бэннона, существо ставшее прародителем чужих
Позднее, как дань Лафкрафтовским мотивам фрески сыграют важную сакральную роль в фильме Прометей (2012). Там были показаны загадочные фрески и рисунки с изображениями комических инженеров, ксеноморфов и чёрной жидкости.
Дизайн
Но не только сценарий тесно связан с нечеловеческими мотивами богов и монстров Лавкрафта, очень тесно чувствуется связь произведений Лавкрафта с картинами Ганса Гигера. До Чужого дизайн монстров в фильмах ужасов, в большинстве случаев, имел типично земной облик - в основном из представителей животного мира, таких как гигантские насекомые, ящерицы, динозавры или кровожадные акулы. Но нигде прежде внешний облик монстра не был настолько внеземным, настолько безупречно ужасным и в то же время привлекательным, как в дизайне Чужого, созданном швейцарским художником Гансом Гигером. Дизайн Гигера внёс элегантность в гротеск ужасов и впоследствии изменил наше восприятие кинематографических монстров.
Долгие годы Гигер совершенствовал своё мастерство изливая свою душу и внутренние эмоциональные переживания на бумагу. Результатом напряжённых трудов Гигера стал сборник картин, вобравший в себя работы художника за десять лет и принёсший впоследствии своему автору всемирно известную славу. Гигер назвал его в честь вымышленного альманаха колдовских ритуалов, придуманного именно Говардом Филлипсом Лавкрафтом, таким образом отдавая дань любимому писателю.
Картины, составляющие Некрономикон, были выполнены с использованием аэрографа, чтобы создать изображаемое на них максимально реалистичным, сделав наполнение и атмосферу картин буквально осязаемыми. Это угнетающие и клаустрофобные пейзажи, но главное - весьма детализированные. Что в свою очередь делает их похожими на фотографии. Именно “Некрономикон Гигера” и увлечённость Лавкрафтом в то время сыграли важную роль как в судьбе художника, так и в создании фильма Чужой (1979). И вот уже заложенные в картинах идеи Лавкарфта нашли выход в эстетике и атмосфере фильма. Ведь именно Лавкарфт в своих произведениях описывал Вселенную, как бесконечную бездну, населённую невообразимым злом. Он первым из писателей применил в литературе философию космизма (за которой и последовал в своём творчестве Гигер).
Космизм исследует то, как люди бессильны против чего-то, что лежит за пределами их понимания реальности, указывая на то, что человеческие ориентиры и принципы, будь то добро, зло и мораль в масштабах космического пространства ничего не значат и всего лишь являются продуктами нашего эго. В пантеоне богоподобных монструозных созданий, придуманных Лавкрафтом, не было ни дьявольских существ, ни ангелов в привычном их понимании. Ведь все они являлись чем-то иным, абсолютно чужеродным для человеческого осознания.
- Рыба-молот, улитка и человеческие половые органы, какие элементы живой природы использовал Гигер при создании корабля Инженеров
- Откуда яйца чужих взялись на корабле Космического Жокея на LV-426 или очередная теория возникновения чужих
Так произошло и в случае с Чужим. Согласно сюжету, Чужой не имеет никакого скрытого мотива к убийству. Его основная задача - это выживание и размножение, что само по себе не является проявлением зла. Но в то же время, Ксеноморф - это существо, которое получает возможность жить в единственном случае - в результате уничтожения других форм живых существ.
Ему не знакомы понятия добра и зла, а его действия не скованны принципами морали, придуманной людьми - это идеальный хищник, и с ним невозможно договориться. Именно эти идеи Дэн О’беннон и разглядел в картинах экстравагантного швейцарца.
Позже сценарист признавался, что тогда у него возникла мысль - если кто-нибудь сможет привлечь Гигера в качестве художника к созданию чудовища для фильма ужасов, то это будет чем-то совершенно оригинальным. Благодаря настойчивости Дэна О’Беннона в 1977 году труды Гигера оказались в руках режиссёра Ридли Скотта, который к тому времени уже вёл активную работу над фильмом. Скотт был изумлён - это было то, что нужно.
Атмосфера и история вселенной
И никак нельзя упустить влияние первого режиссёра Ридли Скотта, который как отлично передал тихий ужас, который томно распространяется по огромному космическому кораблю. Постановка сцен и грамотная съёмка позволили, смотревшим людям фильм, как можно глубже окунуться в эту вселенную.
В последних двух фильмах, изначально может показаться, что Скотт отклонился от изначальных идей, с одной стороны так и есть, а с другой он наоборот вернулся к истокам заложенным Дэном О’Бенноном. Идея того, что люди среди звёзд ищут своих создателей, ищут бога, а найденные ими высокоразвитые существа отвечают ненавистью и раздражением.
Космос молчит, но молчание это для людей многое говорит. Там в глубинах космоса Космические Инженеры ждут и наблюдают за своим самым амбициозным творением, людьми. И пусть лучше они продолжат своё космическое молчание, потому как их слова могут обозначать для человечества смертельный приговор.
#фильмы #фантастика #чужой #лавкрафт #монстры
На этом я заканчиваю статью. А если у вас появились вопросы или вы знаете что добавить по статье, то пишите комментарии. Так же не забывайте ставить пальцы вверх и всего холодного.
Спасибо за внимание