Голосование в общественный штаб по реновации завершилось еще 15 сентября 2022 года, но результаты так и не опубликованы. Почему? Да, кто его знает, ведь кроме даты и правил голосования за кандидатов никаких других документов опубликовано не было. Следовательно не известна и процедура выбора кандидатов в штаб, и срок подсчета голосов, и дата публикации данных.
Так как на сегодняшний момент в штаб войти не удалось, и, соответственно не было возможности выяснить по новой программе реновации подробностей в первоисточнике, то пишу свои мысли по поводу нового закона по реновации, прячущегося за красивым выражением - Программа развития застроенных территорий Санкт-Петербурга (сокращенно КРЗ)
1. С точки зрения законотворцев разница между реновацией и КРЗ заключается в бОльших возможностях у инвестора в вопросах "выселения" граждан. По КРЗ граждан можно отселить в любой район Петербурга, либо заплатить ему за квартиру в сносимом доме на основании цены указанной в отчете об оценке (это по программе КРЗ называется рыночная цена).
Устроители программы указывают на то, что программа КРЗ "спущена с верху". Т.е. она носит общероссийский характер и на основании этого местные администрации (в данном случае руководство Петербурга) породило закон № 444-59 "О внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга по вопросам комплексного развития территорий в Санкт-Петербурге".
2. Согласно п.3 статьи 2 вышеуказанного закона 444-59 про типы домов подпадающие под КРЗ сказано следующее: "Критерием отнесения многоквартирных домов, которые не признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, и многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется комплексное развитие территорий жилой застройки, является строительство многоквартирных домов, в период индустриального домостроения 1957-1970 годов по типовым проектам, разработанным в указанный период времени (типа "хрущевки" панельные). Дело в том, что нет официального государственного акта раскрывающего понятие "хрущевка". Поэтому получается, что под это понятие можно подвести любой объект недвижимости - ВНИМАНИЕ! - спроектированный (именно так указано в законе) в период с 1957 по 1970 годы, т.е. дом может быть построен и позже. Так же не указана этажность этих "хрущевок". Как известно в период с 1957 по 1970 годы были спроектированы и "сталинки", и "хрущевки" и дома 9-ти этажных серий типа "корабли" (600 серия), 504 серии и т.д..
3. В данный момент, чтобы принять закон 444-59 общественные слушания не нужны, он носит характер, запускающий дальнейшую цепочку изменений в различных правовых и нормативных актах. К примеру, согласно п.7 ст.2 закона 444-59 "сведения о местоположении, площади и границах территории комплексного развития жилой застройки включаются в проект решения о комплексном развитии территории жилой застройки в текстовой и графической форме."
Так же в статье 14 закона 444-59 указано - "Предельный срок для проведения общих собраний собственников многоквартирных домов, не признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенных в проект решения о комплексном развитии территории жилой застройки по вопросу включения многоквартирного дома в решение о комплексном развитии территории жилой застройки, составляет 90 календарных дней со дня опубликования проекта такого решения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке".
Из всего сказанного получается, что для того, чтобы включить дом в список под снос нужна, согласованная с администрацией города, всего лишь инициатива инвестора, который будет "реновировать" территорию. Только после этого жители этого дома должны встрепенуться и в течение 90 дней организовать собрание и решить, хотят они, чтобы их сносили или нет. Если не соберутся, или не успеют, то дом снесут.
4. У меня сложилось впечатление, что основной задачей неожиданного принятия закона 444-59 является задача "закошмарить" жителей города, чтобы потом немного уступив по каким-то вопросам "продавить" дело до конца, т.е. запустить это самое "комплексное развитие жилой застройки".
Возможно, что это план был такой, "продавить" граждан в несколько подскоков.
5. Общественный штаб должен был встать буфером перед гражданами и администрацией города для того, что бы не были ущемлены права граждан. Но, как я писал ранее, судьба общественного штаба сейчас неизвестна.
6. На сколько я понимаю, под программу создан специальный сайт https://rzt.spb.ru/ "Городская программа развитие застроенных территорий Санкт-Петербурга", где должны публиковаться все материалы. Будет это окончательный источник или появятся другие сейчас неизвестно. Логично, чтобы власти официально объявили место получения гражданами информации по вопросу.
7. Всем известно, что недавно Губернатор "приостановил" действие. Официальное объяснение - нужно чтобы все было в интересах людей. При этом круг людей, в чьих интересах это должно быть, однозначно не был оговорен. Что имел ввиду Губернатор по вопросу "доработки ряда моментов" известно только ему. Узнаем, когда будет представлен следующий "доработанный" вариант закона
8. За время существования вопросов реновации хрущевок удачным я бы назвал несколько вариантов. На Торжковской 16 была надстроена мансарда и утеплен фасад. Таким же образом была проведена реновация хрущевок в Беларуси. Это вариант реновации "по-Датски", потому что в Дании подобные дома приводят в "бодрый вид" таким образом. В Германии так же эти дома не сносят, а сохраняют малоэтажную застройку, надстраивают мансарды, балконы, в некоторых случаях даже увеличивают площадь комнат и кухонь за счет пристройки новых элементов. Там ценят малоэтажность и разряженное пространство между домами.
Пишите свои мысли, что вы думаете по поводу новой волны "реновации"
С уважением ко всем,
Дмитрий Щегельский, кандидат в общественный штаб по реновации от Московского района, практикующий риэлтор с 1991 года, генеральный директор агентства недвижимости "БЕНУА", президент Санкт-Петербургской палаты недвижимости