Александровская слобода — лучшее место, чтобы окунуться в атмосферу русского средневековья XVI-XVII веков. Тут вам и история, и архитектура, и легенды с мифами.
Александровскую слободу помнят в основном благодаря Ивану Грозному — он здесь прожил 17 лет, учредил опричнину, ходил на вольный Новгород, отрекался от престола, регулярно женился и как-то даже убил сына (но это не точно). Однако история слободы начинается раньше — за 50 лет до этого она уже служила загородной резиденцией великого князя Василия III, отца Ивана Грозного. Именно при нем был построен Покровский собор, с конца XVII века и поныне именуемый Троицким — памятник Владимиро-Суздальской архитектуры, жемчужина слободы.
Изначально Троицкий собор не был белым: красный кирпич забелили позже, чтобы храм стал похож на белокаменный. Побывавший в слободе в начале XVII века шведский дипломат Петрей де Ерлезунда так описывал собор: «Камни его расписаны разными красками так, что один черный, другой – белый и посеребренный, третий — желтый и позолоченный; на каждом нарисован крест. Все это представляет красивый вид для проезжающих дорожных людей». Попытайтесь представить.
Самые старые фрески Троицкого собора относятся к XVI веку. Одна из примечательных — «Плач о бесчадии». Историки излагают ее историю так: у Василия III и его первой жены Соломонии Сабуровой не было детей, так что сюжет, возможно — своеобразное послание небесам. Закончилось все известно чем: тут же, в Александровской слободе Василий III расторг брак с Соломонией и сослал ее в монастырь, а сам женился на Елене Глинской. В этом браке и родился Иван Грозный.
В подклете Троицкого собора находятся семь надгробий из белого камня. Тут, например, упокоен духовник Успенского монастыря Корнилий, генерал Бутурлин и пр. Но есть и две неопознанные могилы — по легенде, там захоронены внебрачные дочери Ивана Грозного.
Южные и западные врата Троицкого собора — исторические трофеи. По приказу Грозного их привезли в слободу из покоренных Твери и Новгорода. Южные (Васильевские) врата сняты с Софийского собора в Новгороде, и это просто шедевр. Роспись на меди выполнена в старинной технике огневого золочения, а в сюжете соседствуют религиозные и сказочные мотивы. Например, тут можно увидеть кентавра в библейских сценах. Западные ворота привезены из тверского Спасо-Преображенского собора.
Южный портал небольшой Успенской церкви начала XVI века сохранил родную белокаменную резьбу. Орнаментальная резьба Троицкого собора — тоже историческая.
Посмотреть на Александровский кремль XVI века мы можем благодаря гравюре из книги датского посла Якоба Ульфельда «Путешествие в Россию» 1627 года. На ней есть фактические ошибки — например, Покровская церковь изображена с куполом — и некоторые постройки того времени не запечатлены, но в целом все довольно точно.
Распятская церковь-колокольня в Александрове — не только старейшая шатровая колокольня Руси, но и место, с которым связана легенда о русском Икаре. В XVI веке холоп Никита будто бы смастерил себе крылья из дерева и кожи — прототип дельтаплана, — и спустился с их помощью с 56-метровой колокольни. Иван Грозный, узнавший про это, приказал изобретателя казнить за дерзость, ибо «Человек не птица, крыльев не имат».
Спустя век к церкви пристроили одноэтажные «палаты» — келью, где провела 9 лет сестра Петра I царевна Марфа, сосланная братом в Успенский монастырь за поддержку царевны Софьи на очередном витке дворцовых интриг. Позже сюда на время отправилась и первая жена императора Евдокия Федоровна. Женский Успенский монастырь и сегодня действующий, вместе с музеем-заповедником он входит в комплекс «Александровская слобода».
Покровская церковь — второй каменный шатровый храм XVI века в слободе. Его главная особенность — шатер с росписью, единственный в своем роде. Фрески, долгое время скрытые под куполом, сохранились в первозданном виде, такими их видел сам Грозный. Сюжет росписи тоже неординарный: компанию херувимам, евангелистам и архангелам составляют русские князья и мученики.
В Александровской слободе можно увидеть три раритетных парсуны. Так называются первые «светские» портреты, еще напоминающие иконы. На одной из парсун изображен Иван Грозный, совершенно не похожий на себя (благодаря антропологу Михаилу Герасимову мы знаем, как выглядел царь). Возможно, дело в том, что портрет был написан во второй половине XVII века, когда Грозный давно умер. Впрочем, портретное сходство для парсун никогда не было обязательным условием, главное — символизм.
«Псалтырь Слободская» 1577 года — еще один уникальный экспонат музея. Книга была напечатана учеником Ивана Федорова Андроником Тимофеевым именно в Александрове. До 2017 года считалось, что всего существует 24 экземпляра псалтыри, все они находятся в коллекциях крупнейших музеев России и Англии. 25-й экземпляр «всплыл» на аукционе «Литфонда» и без торгов ушел музею по начальной цене 2,5 млн руб. Для 445-летнего возраста книга, бывшая повседневной и даже заменявшая азбуку, неплохо сохранилась. Особая удача — в ней есть редакторские правки Ивана Грозного.
Самая интимная экспозиция слободы — «Сенник постельный», этакий VIP-номер для новобрачных, куда Иван Грозный отправлялся с очередной супругой проводить первую брачную ночь. Интересно, что в его оформлении легко уживаются христианские и языческие символы. Например, стрелы с собольими шкурками по углам, устройство постели на 27 ржаных снопах или кадка с пшеном рядом. Все это обещало молодым плодородие и изобилие.
Кстати, в музее есть специальная программа для молодоженов и их гостей (260 руб. с человека): сватовство невесты по-крестьянски, бал в гостиной, разбор приданного и проч. К этой программе есть эксклюзивное дополнение — аудиенция у Ивана Грозного в «тронном» зале с царским напутствием. Дополнительная оплата за царя — 5000 руб.
Владимирская область, Александров, Музейный проезд, 20 (Александровская слобода).
#музеи #александровскаяслобода #путешествияпороссии #путешествия #история #ивангрозный