Найти тему
Кофе с Кандинским

Умопомрачительный Моне из коллекции Гетти

В октябре аукционный дом Christie's выпускает на торги предметы из коллекции Энн и Гордона Гетти, обладателей одного из лучших собраний искусства в мире.

Клод Моне. Лодки в Онфлёре. 1866
Клод Моне. Лодки в Онфлёре. 1866

Первый вопрос, который возникает, когда открываешь сайт аукциона: зачем такую красоту продавать? Christie's объясняет, что доходы от всех продаж пойдут в пользу Фонда искусств Энн и Гордона Гетти, поддерживающего художественные и научные организации. Достойная цель, но мне, искусствоведу, сложно понять и принять, что люди расстаются с такими работами. Я бы не смогла)

Среди множества потрясающих вещей (а в коллекции есть и живопись, и скульптура, и предметы декоративно-прикладного искусства, чего там только нет), обращают на себя внимание две работы Клода Моне.

Лодки в Онфлёре. Фрагмент
Лодки в Онфлёре. Фрагмент

Онфлёр был живописной рыбацкой деревушкой, хорошо известной многим парижанам. Моне был отлично знаком с этим участком побережья Нормандии, его пляжами, гаванями и морскими пейзажами, его промышленностью и традициями. Хотя к 1860-м годам как небольшие рыбацкие деревушки, так и более крупные порты побережья Нормандии превратились в морские курорты, обслуживающие парижских отдыхающих, в картинах Моне тех лет мало свидетельств этих значительных изменений. Вместо этого его взгляды отражают вневременные, традиционные ритмы и характер местности, художник уделяет внимание суетливой игре света и жизни на набережных приморских городов, таких как как Онфлер.

-3

Эмиль Золя писал о том, что Моне был первоклассным маринистом, но понимал этот жанр по-своему: "В его морских пейзажах всегда можно заметить край пристани, угол причала, что-то, фиксирующее его во времени и месте… Он знает каждый дюйм корпуса лодки, и может легко назвать каждую веревку в мачте".

-4

Моне подчеркивает стеклянную поверхность воды, которая качается и рябит, постоянно движется, а вместе с ней движутся отражения (не знаю, как вы, а я не могу оторвать глаз от этой части картины). Этот участок холста с его широкими смелыми мазками является ярким свидетельством растущей уверенности и экспериментального характера стиля художника на данном этапе его карьеры.

А вот вторая работа Моне с этого аукциона (мне она нравится чуть меньше, но ведь тоже хороша):

Клод Моне. Лавакур, зима. 1879
Клод Моне. Лавакур, зима. 1879

Лавакур - деревушка к северу от Парижа, стоящая на берегу Сены. Моне некоторое время жил на противоположном берегу, в местечке Ветёй, но постоянно переходил с одного берега на другой, выбирая живописный вид. Заснеженный пейзаж давал ему возможность передать мельчайшие нюансы оттенков цвета и света - здесь он оседлал любимого конька, на котором впоследствии "прискачет" к серии с Руанским собором и не только.

Моне буквально сбежал в эти места от городской суеты, в этих деревушках проживало около 600 человек, а сам художник описывал эти места как "восхитительные". Хотя зима 1878-79 выдалась очень холодной, низкие температуры не помешали Моне создать свой шедевр: собственно, вот это морозное впечатление он и попытался выразить на холсте.

-6

Три года, проведенные Моне в этих идиллических окрестностях, окажутся для него во многом решающим моментом в творчестве. В Ветёе он сосредоточился на запечатлении преходящих аспектов природы, используя зарождающуюся серийную технику, которая ляжет в основу его наиболее важных более поздних работ. С той же точки на берегу Сены он напишет еще три пейзажа.

Это лишь маленькая часть замечательной коллекции Гетти, выставленной на торги. Через несколько дней я обязательно напишу еще про несколько работ, которые привлекли мое внимание.

#импрессионизм #моне #живопись #аукцион #картина #пейзаж #зима #вода #франция