Найти тему
СВОЛО

От формализма есть и польза

Речь пойдёт о вот такой скульптуре.

Минне. Фонтан коленопреклонённых. 1898.
Минне. Фонтан коленопреклонённых. 1898.

Я знаю, что родители символизма «позитивизм и натурализм» (https://cyberleninka.ru/article/n/zhorzh-minne-strogiy-simvolizm). Из-за их скучной бесполётности. Но вот головой своей придумать, что нужно было делать скульптору, чтоб стать символистом, я б ни в жисть не мог. У меня слабо с формализмом. Я силён привлечением духовного, порождающего формальное – здесь, в символизме, это порождающее будет полётность*.

Бронзой – полётность… Ну, и как это сделано?

«Он преодолевает переживание телесности как мышечной, витальной, в которой пластика тектонична и полна мускульно-мышечной энергии и полноты… то путь Минне… скульптура лишается мышечной полноты… Не случайно, что на смену атлетам и развитым мужским телам приходят худенькие подростки. Это, бесспорно, отражает появление нового возраста в искусстве. До этого (схематизируя ситуацию) были дети, взрослые, старики. Понятно, что именно зрелость занимала основное положение, его доминирование только подчёркивалось до- и пост-возрастами. Но рождение нового возрастного промежутка — особая тема, нас здесь интересуют скорее следствия этого переноса внимания и те пути, по которым идёт Минне по выбранной дороге… Полнота мышечно-развитой телесности убирается, фигура словно бы сжимается и уплотняется и особую роль в пластике начинает играть линия, а не объём. Собственно именно на линию силуэта и переводится внимание зрителя. Скульптура словно бы начинает оперировать не собственно своими, видовыми характеристиками, но графическими. Трепетная, тонкая, нежная, дрожащая, робкая линия — это те определения, которые возникают при взгляде на статуи Минне» (Там же).

Самое сладкое для меня – вот:

«Подчеркнём, это ни в коей мере не стоит воспринимать как сознательный процесс» (Там же).

У меня, получается, как дальтонизм: я чуток к духовному и нечуток в формальному. Глаза, конечно, видели, что фигуры Милле резко не такие, как были до него. Но перевести это в слова для меня оказалось недостижимым. Десятки лет антиформалистской нацеленности сказались. Не помогло, что я, вроде, не вульгаризатор, раз упор делаю на подсознательный идеал.

19 сентября 2022 г.

*- Вы предали себя. Вы ж настаиваете на необходимости анализа и синтеза в искусствоведческих статьях. Так где анализ, синтез из которого приводит к полётности?

- Виноват.

Вячеслав Иванов это когда-то сделал:

«Одна из его [Минне] самых важных черт — ритм, повторяемость.

-2

Вячеслав Иванов определял это как символистскую «заклинательную магию ритмической речи, посредствующей между миром божественных сущностей и человеком»» (Там же).

Моление означает полёт душою куда-то, в сверхбудущее.

27.09.2022.