Найти в Дзене
Культур-трегер

Три печальных "анекдота" Петрограда 1917-1918 годов, записанные супругой военного атташе США

Полин Кросли, фото 1920-х годов
Полин Кросли, фото 1920-х годов

Полин Кросли приехала в Петроград вместе с мужем, военным атташе США, в апреле 1917 года, а уже в апреле следующего 1918 года навсегда покинула Советскую Россию.

В письмах родственникам, отправленным из Петрограда, американка описывала происходящие в городе и стране события, давая им свою оценку.

Если верить Полин Кросли, то события в Петрограде приняли какой-то прямо-таки сюрреалистический характер. В городе происходили всяческие беззакония, грабежи и убийства буквально среди бела дня. Но при этом продолжали работать театры, а люди из последних сил пытались изображать нормальную жизнь (например, ходили друг к другу в гости, хоть есть было нечего).

В театре. Царская ложа. (1918). художник Иван Владимиров.
В театре. Царская ложа. (1918). художник Иван Владимиров.

Супруга военного атташе с огромным удовольствием посмотрела балет с участием знаменитой балерины Тамары Карсавиной и оперу "Борис Годунов" с Федором Шаляпиным:

Теперь, считаю, я видела и слышала все лучшие постановки российской сцены, но хотела бы смотреть их еще и еще.

Если вернуться к вынесенным в заглавие статьи "анекдотам" то среди перечисления различных жутких событий Полин Кросли неожиданно делает саркастическое замечание: "Мы тут время от времени смеемся":

И записала несколько историй, которые вполне можно назвать грустными "анекдотами":

Иван Владимиров "Не кому защитить".
Иван Владимиров "Не кому защитить".

Одна бывшая аристократка наняла извозчика и поехала в лавку за покупками. Когда дама через некоторое время вышла из лавки, то извозчик стал громко возмущаться тем, что его заказчица пробыла в лавке слишком долго.

На крики извозчика сбежалась озлобленная толпа, которая, увидев прилично одетую женщину, решила сбросить ее в Неву (на улице была поздняя осень). Положение несчастной женщины было отчаянным, но хамоватый мужик, осознав, что натворил, рванул прямо через толпу (благо что женщина успела запрыгнуть в повозку) и тем самым спас свою спутницу.

Другой случай: Прилично одетый мужчина столкнулся с вооруженным солдатом в темном переулке. Грабитель, угрожая оружием, приказал отдать ему понравившееся пальто. Несчастный ночной прохожий отдал ему то, что тот просит, но попросил взамен рваную и засаленную куртку грабителя, чтобы хотя бы добраться до дома и не замерзнуть. Довольный добычей солдат не стал возражать.

Уже дома пострадавший обнаружил в кармане этой рваной куртки 8000 рублей, что намного превосходило стоимость похищенного пальто.

Художник Иван Владимиров "На улицах Петрограда 1918"
Художник Иван Владимиров "На улицах Петрограда 1918"

Еще одна история Полин Кросли совсем небольшая, я приведу ее целиком:

Другой джентльмен, еще более находчивый, сумел сохранить свое пальто, сказав грабителям: “Зачем меня грабите?! Я всего пять минут назад снял это пальто с буржуя!

Надо сказать, что жена военного атташе, несмотря на все происходящее, оценила красоту и величие Петрограда-Петербурга, а также образованность, доброту и душевность попадавшихся ей в Советской России "приличных людей" (по понятным причинам все это были различные бывшие).

Иван Владимиров "Петроград 1918, у помойной ямы".
Иван Владимиров "Петроград 1918, у помойной ямы".

В одном из писем к родным Полин Кросли сделала следующий вывод о "старой" России:

Как жаль, что я не видела Россию во дни ее изобилия и спокойствия! Насколько мне известно, условия жизни рабочего класса здесь были самые благоприятные. Конечно, здесь не было политических свобод, и для подавления и наказания революционеров иногда принимались жестокие меры. Но с учетом того, каких результатов добились эти революционеры, я считаю принимавшиеся меры совершенно недостаточными.