Приветствую всех любителей фантастики. Сегодня мы с Вами рассмотрим неплохую научно-фантастическую кинокартину 2016 года про первый контакт с инопланетной цивилизацией под названием "Прибытие" (Arrival).
И по старой традиции, для придания статьи необходимого настроения, как я отыскал для Вас один из саундтреков фильма.
По сюжету, в нескольких точках Земли над поверхностью зависают двенадцать неизвестных конструкций явно внеземного происхождения. Как и положено, территории, где зависли объекты оцепляют военные, после чего правительства стран собирают группы первого контакта, куда входят учёные различных областей и лингвисты.
Основные события развиваются в одном из мест прибытия инопланетных объектов на территории США.
Центральными фигурами повествования выступают физик Иэн Доннели (Джереми Реннер) и лингвист Луиза Бэнкс (Эми Адамс), которых военные завербовали в контактную группу и которые пытаются наладить контакт с инопланетной цивилизацией.
Прибытие является экранизацией рассказа американского писателя Теда Чана под названием «История твоей жизни», а базис сюжета основывается на концепции, что язык, на котором мы говорим, влияет на наше восприятие мира. Возможно Вы слышали про эксперимент Жюля Давидоффа, который показывал одному племени аборигенов, в языке которых нет обозначения для синего цвета, зелёные квадраты с одним синим и просил найти отличающийся, а по итогу, лишь единицы смогли отличить синий квадрат от зелёных и то не с первой попытки.
"Мы все в плену у времени. У его неумолимого хода".
Цитата из фильма
В фильме же влияние языка на восприятие идёт дальше и выносит на главные роли само ощущение времени. Мы воспринимаем время линейно, но линейно ли оно на самом деле? Быть может все события во вселенной происходят одномоментно, а его линейность является лишь результатом особенностей нашего восприятия. Такая теория уже давно фигурирует в философии.
Именно "язык" и "время" и являются основными столпами сюжетной завязки фильма. По началу он кажется типовой фантастикой про прилетевших пришельцев, с которыми нужно найти способ коммуницировать, и военных, которые заслышав слово "оружие" бегут "расчехлять" ядерные бомбы, но стоит отдать должное, автор сдвинул акценты с банального шаблона в философское русло с драматичной развязкой о необратимости судьбы, о намеренном выборе трагичного пути, несмотря на знание печального исхода.
Даже зная, какой путь предстоит, куда он приведёт — я приветствую его, и я рада каждому мгновению.
Луиза Бэнкс
В плане сюжетной концепции, фильм отличный. Люблю я "интеллектуальное" кино с философской подоплёкой, которое призвано не только развлечься, но и задуматься. В этом прибытие схож на ещё один фильм про "первый контакт", картину Роберта Земекиса "Контакт".
Но всё же совсем без шаблонов не обошлось. особенно наивно выглядело, как наша героиня вышла к пришельцам с табличкой с надписью "человек" и тыкала в себя пальцем. Вот уж банальность. Что пришелец должен был понять? "Я человек?" А может "Я враг?" "Я твой хозяин?" "Всё твоё - теперь моё?" и так далее. Откуда ей знать культуру и менталитет пришельцев, их логику. Ну и ещё одна излюбленная банальность: "Математика - универсальный язык вселенной". Хотелось бы таких "контактёров" попросить при помощи математики "Мы пришли с миром".
Вообще, мне не встречались толковые сюжеты про "первый контакт" где в основе самого контакта лежали бы не особенности нашей логики и специфика наших языков, а акцентировались бы абсолютная чужеродность способов коммуникации и мышления пришельцев. На самом деле несмотря на различия, базовые структуры всех человеческих языков универсальны, потому что придуманы людьми. Поэтому расшифровать инопланетный язык без проведения параллелей с человеческими для нас будет не просто сложно, а скорее всего вовсе невозможно.
Так же вопросы вызывают сами пришельцы. Меня всегда поражала фантазия фантастов. Пришельцы с тремя пальцами, с клешнями, копытами и т.п., но при этом развитая цивилизация, высокие технологии, космические корабли. Вот только как они с такой физиологией технологии развивали?
Ну да ладно. Я мог бы ещё очень долго философствовать, но длиннопосты на канале заходят плохо, так, что хватит о сюжете.
Если говорить про актёрский состав, то он на своём месте. Джереми Реннер отличный актёр, тут без вопросов, а вот актриса Эми Адамс меня насторожила. После того как её запихнули на роль Лоис Лейн в кинематографическую вселенную DC, испортив тем самым персонажа, я стал относиться к актрисе предвзято, но всё же в "Прибытии" она явно на своём месте, а роль ей подошла.
Стоит отдать должное Дени Вильнёву, умеет он в визуал, а "картинка" его фильмов всегда радует глаз. Не исключением стал и "Прибытие". Фильм получился довольно атмосферным, чему в не малой степени способствуют отличные звуковое сопровождение и музыка Йохана Йоханнссона.
В целом, фильм мне понравился. Да, не эталон жанра, да, есть некоторые минусы, но всё же это образчик качественного сай-фая с сюжетом для людей, которые любят поразмышлять над увиденным. Если Вы любите научную-фантастику и по каким-то причинам пропустили данный фильм, рекомендую к просмотру.
Что ж, а на сегодня у меня всё. Если статья Вам понравилась, то не поленитесь подписаться на канали поставить лайк. До новых встреч.