Найти тему
Кот-книголюб

Из истории детской литературы (часть 4)

Понравилась картинка для иллюстрации статьи. Источник Яндекс картинки
Понравилась картинка для иллюстрации статьи. Источник Яндекс картинки

В XIX веке детская литература достигает своего расцвета. Это происходит на фоне достижений "взрослой" литературы и всей русской культуры.

Именно в XIX веке в круг детского чтения входят произведения А.С. Пушкина и И.А. Крылова, однако специально для детей эти выдающиеся авторы не писали. Несмотря на это, жанр басни очень полюбился детям. Известный педагог К.Д. Ушинский отобрал для своих учебников около 40 басен Крылова, многие из которых до сих пор изучаются ребятами начальной школы. Помимо замечательных сказок А.С. Пушкин обогатил детскую литературу пейзажной лирикой. Здесь же стоит упомянуть сказку "Конёк-горбунок" П.П. Ершова. Хотя это произведение не было написано специально для детской аудитории, оно любимо детьми до сих пор.

Но кто же всё-таки приложил немало сил и труда, чтобы писать произведения для детей? Позволю себе назвать их не в хронологической последовательности.

Поэт В. А. Жуковский занимался педагогической деятельностью в течение 24 лет. В 1817 году он был приглашён на роль наставника будущего императора Александра II, а потом воспитывал и его детей. Жуковский считал, что книги для детей должны заставлять юных читателей думать, но при этом быть написаны простым и понятным и кратким языком. Детская литература должна будить фантазию и воспитывать нравственные качества, а для этого лучше всего подходят сказки. Сам Жуковский написал несколько сказок на народные сюжеты. Однажды он даже состязался с Александром Сергеевичем Пушкиным в написании лучшей сказки. Мне очень нравится его сказка "Спящая царевна", которую он создал во время этого литературного поединка по мотивам сказки братьев Гримм "Шиповничек".

В. Васнецов "Спящая царевна". Источник Яндекс картинки
В. Васнецов "Спящая царевна". Источник Яндекс картинки

Большой вклад в развитие детской литературы внёс Л.Н. Толстой. Открыв в Ясной Поляне школу для крестьянских ребятишек, он сам писал учебники и детские книги для своих учеников. В его учебниках были как научно-познавательные рассказы: "Как ходят деревья", "Зайцы", так и художественные: "Какая бывает роса на траве", "Булька". Маленькие рассказы из азбуки Толстого в нескольких предложениях рассказывали ситуацию, из которой ребятишки могли извлечь ценное наставление. Например такой: "Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкаф. Там ему было темно и душно. Саше не слышно было, прошла ли гроза. Сиди, Саша, всегда в шкафу за то, что ты трус". А кто не помнит его рассказов "Филиппок", "Акула", "Прыжок", "Котёнок" и др. ?

Источник Яндекс картинки
Источник Яндекс картинки

Русский педагог и писатель К.Д. Ушинский также известен своими учебниками для начальной школы: "Родное слово" и "Детский мир". Для своей хрестоматии "Детский мир" он отобрал лучшие произведения русских писателей и поэтов разных жанров. В этом учебнике есть и собственные произведения Ушинского. Например, "Поездка из столицы в деревню".

Вoлoдя и Лиза во всю свою жизнь ни разу не выезжали из Петербурга. Можно себе представить, как они обрадовались, когда отец сказал им, что они на целое лето поедут в деревню за 600 вёрст.


В день, назначенный для отъезда, к крыльцу подъехал укладистый тарантас, запряжённый тройкою почтовых лошадей. Укладка продолжалась часа полтора, так что только к вечеру маленькая семья уселась в экипаж, и колёса его запрыгали по каменной мостовой.


Улицы через две тарантас выехал на набережную Невы и поехал по длинному каменному мосту с чугунными перилами, сделанными точно из кружев. На широкой, величественной реке мелькали сотни лодок, летели один за другим дымящиеся пароходы, а вдали, как лес, стояли бесчисленные мачты стройных кораблей...

Источник Яндекс картинки
Источник Яндекс картинки

В.Ф. Одоевский стал писать для детей с 30-х годов XIX века под псевдонимом "Дедушка Ириней". В 1834 году выходит его сказка "Городок в табакерке" - первая научно-познавательная сказка для детей. Хочется обратить внимание на проработанность главного героя, мальчика Миши. Это уже не схематичный картонный персонаж, как в сказках XVIII века.

Источник Яндекс картинки
Источник Яндекс картинки

Ещё один талантливый писатель Антоний Погорельский (настоящее имя Алексей Алексеевич Перовский) в 1829 году создаёт для своего племянника Алёши, будущего русского поэта А.К. Толстого, прекрасную сказку "Чёрная курица или Подземные жители". Главная заслуга автора в том, что он глубоко понимая психологию детей, сумел ненавязчиво, без прямых нравоучений воздействовать на ум и сердце своих маленьких читателей. Важнейшие нравственные вопросы, поднятые Погорельским в этой сказке, до сих пор бурно обсуждаются современными школьниками на уроках литературного чтения. Наш Ярославский театр кукол поставил великолепный спектакль по этой сказке. К сожалению, в последние годы спектакль перестали показывать. Очень надеюсь, что его возобновят.

Источник Яндекс картинки
Источник Яндекс картинки

Детская писательница А.О. Ишимова в первую очередь известна своей "Историей России в рассказах для детей", над которой она работает с 1834 года и изданной в 1837 - 1840 годах. Для этого она тщательно изучает известные в ту пору исторические материалы, в том числе "Историю государства Российского" Н.М. Карамзина. Живое изложение исторических фактов, яркий, образный язык сделали эту книгу очень популярной. В день дуэли с Дантесом 27 января 1837 года А.С. Пушкин пишет Ишимовой письмо, в котором есть такие слова: "Сегодня я нечаянно открыл Вашу Историю в рассказах и поневоле зачитался. Вот как надобно писать!" Кроме написанных А.О. Ишимовой 15 оригинальных книг для детей, она издаёт ежемесячные журналы "Звёздочка" и "Лучи" для девочек. Также занимается переводом для детей иностранных произведений.

Источник Яндекс картинки
Источник Яндекс картинки

В детской литературе этого времени появляются ещё два схожих жанра: автобиографическая повесть и мемуары. В 1858 году выходит автобиографическая повесть С.Т. Аксакова "Детские годы Багрова-внука", в котором показано духовное развитие Серёжи по мере взросления. Повесть считалась одним из лучших художественных произведений о развитии ребёнка. В качестве приложения к повести была напечатана сказка "Аленький цветочек", которая в последствии стала издаваться как самостоятельное произведение. С мемуарами дети знакомились благодаря отрывкам из произведения А.Т. Болотова (не были написаны специально для детей) "Записки Андрея Болотова, написанные им самим для своих потомков". Хотя родился Андрей Тимофеевич в 1738 году, свои мемуары он писал почти 30 лет и закончил их в 1816 году. Правда первые мемуары были напечатаны в XVIII веке. Но я решила их упомянуть вместе с повестью Аксакова.

Советское издание книги Андрея Болотова Источник Яндекс картинки
Советское издание книги Андрея Болотова Источник Яндекс картинки

Можно сказать, что к концу XIX века детская литература была представлена самыми разнообразными жанрами и полностью соответствовала потребностям детей того времени.