В отсутствие международных стартов в России продолжается Всероссийская спартакиада по летним видам спорта среди сильнейших спортсменов 2022 года. Замысловатое название, конечно, но зато суть оно отражает точно. Особенно, что касается такого летнего вида спорта как художественная гимнастика, поскольку сильнейшие спортсмены, точнее – спортсменки (Слава Богу, что не спортсмены), выступают именно здесь.
В рамках этой Спартакиады с 12 по 14 сентября в Москве во Дворце гимнастики Ирины Винер-Усмановой состязались сильнейшие в мире гимнастки-художественницы.
Да, где-то там проходил какой-то там "чемпионат мира", но что это за чемпионат мира, в котором нет сильнейшей в мире гимнастки невероятной Лалы Крамаренко, о которой уже сейчас говорят, что такие гимнастки рождаются раз в сто лет! Учитывая, что как вид спорта художественная гимнастика возникла в 1934 году (хотя зарождалась как явление она немного раньше, на рубеже XIX и XX веков), то нетрудно посчитать, что ста лет этому виду спорта ещё нет, а значит, такой выдающейся гимнастки как Лала Крамаренко в истории ещё никогда не было. И это действительно так. Впрочем, я бы воздержался сейчас от эпитета "поцелованная Богом", который Лале уже сейчас вовсю раздают, поскольку ассоциации возникают не самые приятные. Мы помним, чем закончилось всё у Камилы Валиевой, которую тоже так пытались называть. Впрочем, Лала Крамаренко – далеко не Камила Валиева. Она настоящая чемпионка и восхитительные эпитеты ей раздают по праву, а не в рамках какой-то пиар-акции. И всё же давайте лучше называть её Невероятной. А она действительно Невероятная.
Признаюсь, что после ухода из спорта блистательной Яны Кудрявцевой, смотреть художественную гимнастику было трудно. Многократно распиаренные сёстры Аверины, мягко говоря, не впечатляли, и их провал на Олимпиаде не сильно-то и удивил, а некрасивая история после Токио, особенно с награждением их наравне с олимпийскими чемпионами, оттолкнула ещё больше.
Но вот пришла Лала и затмила собою всех!
Мы помним, что в конце июля на турнире в Минске "Хрустальная роза" Лала стала лишь второй, уступив немного Алине Горносько из Белоруссии. Но тогда, скажем так, Лала была далека от оптимальной формы, допустив небольшие помарки. Зато там же она отыгралась в упражнениях с отдельными предметами.
Настоящую Лалу мы увидели на Спартакиаде, которая, наверное, применительно к художественной гимнастике, стала главным стартом года.
Представить себе, что с Лалой кто-то может конкурировать, в принципе, невозможно. Окажись она на чемпионате мира, однозначно в одну калитку она бы забрала всё "золото" и в многоборье, и в упражнениях с отдельными предметами. И никакая Горносько бы ей в этом не помешала. Не говоря уже о других.
Сразу же с начала квалификации Лала дала понять всем, в том числе сёстрам Авериным, которые после Олимпиады переживают явно не лучшие времена, кто в доме хозяин, точнее – хозяйка.
Достаточно сказать, что по сумме четырёх упражнений в квалификации Лала набрала 161,20, в то время как занявшая второе место Арина Аверина – лишь 155,75. Дина и вовсе финишировала только четвёртой с результатом 153 ровно. А между сёстрами вклинилась юная Анна Попова – 155,05.
В финал вышли 20 спортсменок из 36 участвующих.
Не очень понятно, почему соревнования проходили в середине недели. Финал начинался в 14-00, закончились соревнования выдающимся выступлением Лалы с лентой примерно в 18-05. В рабочий день, конечно, это не лучшее решение для привлечения внимания зрителей и популяризации этого вида спорта. А популяризация, безусловно, нужна – по-прежнему это чисто женский вид. Не в том смысле, что выступают только девушки (не дай Бог увидеть мужскую художественную гимнастику – нам и мужского синхронного плавания хватило), а в том, что на трибунах среди зрителей министр спорта Олег Матыцин, сидевший рядом с Ириной Винер, выглядел падишахом в гареме: вокруг в зале практически одни женщин, девушки, девочки.
Да и телетрансляция оставляла желать лучшего – явно не хватало графики и технической информации. Телезрителям приходилось считать чуть ли не в уме, а ведь художественная гимнастика – это не только красивое зрелище, но прежде всего - спорт, а спортивная борьба, то есть "голы, очки, секунды" (в нашем случае баллы) - главное, что привлекает спортивных болельщиков. А спортивные болельщики, так уж повелось, это в основном мужчины. Так что, товарищу Матыцину на заметку: в Минске организовано было всё на порядок лучше. И зал лучше был оформлен. Впрочем, и там с лицами мужского подла в зале картина наблюдалась тоже не радостная.
Организаторов я бы покритиковал и за формат финала, который был разделён на две неравные группы, причём не по результатам квалификации, а по статусу спортсменок. В итоге упомянутая Анна Попова попала в первый поток, где выступали 14 спортсменок. И пока они не закончили все четыре упражнения, пришлось ждать поток лидеров.
Первой в условной группе сильнейших вышла Софья Агафонова только в 16:56, практически через три часа после начала соревнований. Следом за ней – Анастасия Гузенкова, которая начала "эпидемию" потерь предметов в группе сильнейших. Следом за ней Дина Аверина - упражнения с обручем выполнила небезупречно, но при симпатиях судей получила под сорок. А дальше случился конфуз. Арина Аверина уже в самом конце своего упражнения с обручем выпустила его за пределы ковра и на этом закончила соревнования, приняв решение сняться. Впрочем, против Лалы у неё всё равно не было ни единого шанса.
Пятой в этой группе вышла Александра Скубова – и снова обручу ковра оказалось мало. В первой группе выступали явно получше.
Лично меня там, в первом потоке, особенно порадовала Арина Ткачук из Краснодарского края, которая в итоге хоть и заняла лишь десятое место и допускала ошибки, но с такой внешностью, как говорится, можно иногда и предметы терять. Арина явно не забывала о том, как выглядит, подбирая красивые костюмы к каждому номера, а её яркий образ в упражнениях с булавой "Ночь на лысой горе" даже заставил вспомнить произвольную Анны Щербаковой – точнее, не самую произвольную, а передачу образа Маргариты. Может, Арину вдохновила наша неповторимая Аня? Не могу сказать. Впрочем, хоть Арина и была всем хороша, но коварная булава таки приземлилась вместо рук на пол. И всё же эстетическое удовольствие в технически небезупречном исполнении Арины присутствовало. Вот почему лицам мужского пола стоит хотя бы иногда обращать внимание на этот женский вид спорта – глаза порой радуются! Уж точно приятнее смотреть, чем женскую тяжёлую атлетику или женский бокс (Тай Эмери в боях на голых кулаках, точнее – сразу после них, не в счёт.)
17:10. Наконец, дождались: на ковёр выходит она – наша неповторимая Кармен Лала Крамаренко.
Лала выделяется фоне всех, даже ещё не начав упражнения.
Мы ж прекрасно знаем, что волосы у девушек в художественной гимнастике подвергаются у всех одинаковой "экзекуции" – чтобы не мешали, их собирают в пучок, ну или как его ещё называют – в "гульку". Разве что короткая стрижка может позволить избежать сего мероприятия, но короткая стрижка тут наблюдается крайне редко, и это не случай Лалы. Волосы-то в пучок, но при этом она умудряется выйти в образе, с причёской – настоящая Кармен.
Упражнения с обручем у Лалы проходят на одном дыхании. Зал в восторге, Матыцин хлопает. Требовательная Винер что-то увидела и "грозит" кулаком. Не всерьёз, конечно.
В Лале поражает не только невероятная сложность и лёгкость исполнения, но и её артистизм и музыкальность. Танцующая гимнастка – это большая редкость. Как бы там ни было в художественной гимнастике музыка не играет такую же важную роль, как в фигурном катании. Для многих гимнасток музыка просто фон, и даже для самых сильнейших она представляет собой нечто нужное, но не сильно интерпретируемое. Но только не у Лалы. Идеальное для художественной гимнастики сочетание исполнения элементов с музыкальной композицией. Она не просто выходит и делает набор технических действий, она танцует. Это правда. Наверное, Лалу Крамаренко в художественной гимнастике можно сравнить с Анной Щербаковой в фигурном катании. Настолько они обе невероятны! Хотя внешне совсем не похожи.
Лала парит с удивительной лёгкостью, а её пируэты – нечто вообще фантастическое. Не зря в художественной гимнастике уже официально зарегистрирован пируэт, названный в её честь: пируэт Крамаренко – с согнутой ногой.
Вообще вращения Лалы (я не зря употребляю термин из фигурного катания) иногда заставляют забыть, что она выполняет их не на льду и не на коньках.
Но вернёмся к соревнованиям. Эпидемия потерь в сильнейшей группе тут продолжается. Не ошибаются только Дина Аверина и Лала Крамаренко.
Дина делает, что может, но соперничать с Лалой ей не по силам. Уровень разный. И дело тут не только в травмах. Но всё же Дина борется и среди всех остальных, безусловно, выступает лучше. Но это лишь борьба за второе место. За первое борьбы нет.
Упражнения с мячом Лалы вызывают, пожалуй, ещё больший восторг. Настоящая феерия. А может ли быть иначе? Генетика, как-никак: всё-таки отец Лалы в прошлом известный футбольный вратарь! Винер довольна. Матыцин отбивает ладони.
Коварные булавы в самом начале решают попортить нервы. Одна из них прилетает в руку не тем концом, и Лала, чтобы её не уронить вынуждена присесть на одно колено. Общего впечатления это не портит, поскольку в остальном она безупречна и уровень её недостижим другими.
Лента довершает дело. В руках Лалы под "Mambo Italiano" она превращается в волшебную.
Результаты финала:
1. Лала Крамаренко - 163,30
2. Дина Аверина - 158,50
3. Анна Попова - 155,80
4. Мария Борисова - 150,45
5. Диана Чугунихина - 147,65
6. Алина Протасова - 141,00
7. Анастасия Гузенкова - 140,65
8. Анна Страшко - 140,25
9. Анна Соколова - 137,15
10. Арина Ткачук - 136,45
11. Александра Скубова - 135,85
12. Софья Агафонова - 135,70
13. Мария Харина - 135,60
14. Владислава Николаенко - 134,50
15. Владислава Шаронова - 134,15
16. Майя Колобовникова - 133,50
17. Арина Тимошина - 132,45
18. Карина Киреева - 129,60
19. Анна Белогур - 124,95
20. Арина Аверина - 36,65
Лала Крамаренко опережает Дину Аверину на без двух десятых пять баллов! Наглядный показатель разницы в классе!
Вывод: у нас появилась супер-гимнастка, которой равных в мире нет и, пожалуй, не было, и вряд ли кто-то появится в ближайшее время. Беда только в том, что забирать все награды с международных турниров она не может по известным причинам, к которым мы уже привыкли, но от этого как-то не легче. Ситуация абсурдная. Международные федерации из-за отсутствия таких ярких, как Лала, звёзд теряют деньги, давят на лицемерного Баха, тот отбрёхивается как может, а нанятые исполнять роль западных политиков глупые клоуны готовы отморозить своему населению не только уши, но и всё остальное. Остаётся подождать, когда стремительно нищающее европейское население сметёт всю эту нечисть, что брюссельскую, что местную - немецкую, французскую, итальянскую и прочую. И Баха пусть захватят заодно. Предпосылки уже есть.
А пока мы будем наслаждаться нашей Невероятной Лалой, а они пусть смотрят на то, что у них там осталось, и мёрзнут, как тот самый волчий хвост…
© Ратибор Волхов, 19.09.2022