Некогда любимая миллионами советских людей заслуженная и народная артистка продолжает по старой памяти развлекать публику. Что она там говорит – пусть останется на её совести, не интересно. Но вот что интересно, так то, зачем в современной России такие звания, как «народный артист», «заслуженный артист».
Поскольку А.Б. никак не хочет уходить из публичного пространства, то рассмотрим её пример. Смотрим Интернет: в 1980 г. Алла Пугачёва получила звание заслуженной артистки РСФСР, в 1985 г. - народной артистки РСФСР, в 1991 г., буквально, получается, под занавес советской державы - народной артистки СССР. В новой России стала лауреатом Государственной премии России в области литературы и искусства в 1995 г.
Как получали тогда такие звания? Как правило, на него выдвигали соискателя какие-то коллективы, их руководители, директора театров, председатели творческих союзов и проч. Критериями отбора становились творческие успехи, активная концертная деятельность, занятость в постановках, фильмах. И, конечно, любовь зрителей, которая легко проверялась по заполняемости залов, кассовости спектаклей и кинофильмов.
Звание давало определённую долю льгот и преференций (более комфортное и престижное жильё, например), возможность выезжать за рубеж, повышенные зарплата, концертные ставки, пенсия.
Но награждение подобным званием в Советском Союзе означало не только льготы, но и определённые обязанности. «Народность» проверялась на деле. Та же Алла Борисовна в своё время немало исколесила по огромной стране, доказывая своё право на получение званий. И общество, действительно, платило ей и другим артистам, получившим звания, своей любовью.
Со сменой строя и возврата РФ к капитализму «народность» артиста стала проверяться, фактически, одним критерием: коммерческой успешностью. Популярным артистам не сложно заработать на квартиру и обеспечить себе достойную старость. При этом популярными и коммерчески успешными могут стать и совсем молодые «звёздочки», особенно в эпоху Интернета. Зачем им звания, если просмотры их роликов исчисляются миллионами?
В советскую эпоху такие звания можно было сравнить с пожизненным титулом короля, который накладывает на монарха множество обязанностей, и от которого отказаться можно только в исключительной ситуации. Пожизненной была и ответственность, которую правитель несёт всю свою жизнь, соизмеряя каждое своё слово и шаг с возможной реакцией общества.
Но не забыли ли некоторые наши старые артисты об этой ответственности, которую они получили вместе со званиями? Перестроившись на капиталистические рельсы в размерах заработков, считая себя свободными творческими личностями, которым никто не указ, тем не менее никто из них от советских званий не отказался, равно как и от полученных когда-то материальных благ, надбавок за звания к зарплатам и пенсиям.
Вот и возникает вопрос: не стали ли анахронизмом подобные звания для представителей артистического цеха? Ведь их отсутствие не влияет на любовь зрителей и поклонников и материальный достаток. Наоборот, отсутствие государственной «подкормки» освобождает артиста в его творческих проявлениях, делает его по-настоящему свободным. Не за это ли всегда ратует артистическая братия? Тогда и не будет нужды оправдываться перед обществом за свои слова, действия, передвижения по миру, заграничную недвижимость и проч.
А А.Б. так хочется посоветовать перестать, наконец, эпатировать общество, успокоиться, заняться своими очаровательными малышами. Глядишь, кто-то и захочет вновь послушать её старые записи, посмотреть фильмы с её участием. Но, видимо, артист всегда остаётся артистом, хотя порой и с отрицательной энергией.
Благодарим за дочитывание статьи. Если Вам понравилась статья и оказалась полезной – поставьте лайк!
Будем благодарны за подписку на наш канал, можно и взаимно. Открываем вместе интересное, новое, полезное!