Найти в Дзене

Восточная Пруссия в составе Российской империи 1757-1762гг.(часть вторая)

Продолжение... Действия Фридриха II, первый начавшего боевые действия уже осенью 1756 года заставившего капитулировать Саксонию, вызвали серьёзного беспокойность в Петербурге. Русское правительство прекрасно осознавала, что как только Фридрих обеспечит безопасность своих границ со стороны Австрии, он может начать своё продвижение в Прибалтике. Россия могла в таком случае оказаться отброшенной на восток, отрезанной от Европы, лишённой морских путей и непосредственных связей с союзниками и вынужденной вести борьбу один на один с воинственным, великолепно вооружённым противником. По мнению некоторых историков, борьба за Прибалтику становилась важнейшей, жизненной задачей. Агрессивные торговые притязания также имелись, носили подчинённый характер. Россия готова была вмешаться в вооружённый конфликт уже в сентябре 1756 года но просьба императрицы Марии -Терезии отсрочила это вмешательство на несколько месяцев. Австрия всерьёз опасалась что Россия, о добившись успеха в борьбе с Фридрихом II,

Продолжение...

Действия Фридриха II, первый начавшего боевые действия уже осенью 1756 года заставившего капитулировать Саксонию, вызвали серьёзного беспокойность в Петербурге. Русское правительство прекрасно осознавала, что как только Фридрих обеспечит безопасность своих границ со стороны Австрии, он может начать своё продвижение в Прибалтике. Россия могла в таком случае оказаться отброшенной на восток, отрезанной от Европы, лишённой морских путей и непосредственных связей с союзниками и вынужденной вести борьбу один на один с воинственным, великолепно вооружённым противником. По мнению некоторых историков, борьба за Прибалтику становилась важнейшей, жизненной задачей. Агрессивные торговые притязания также имелись, носили подчинённый характер.

Россия готова была вмешаться в вооружённый конфликт уже в сентябре 1756 года но просьба императрицы Марии -Терезии отсрочила это вмешательство на несколько месяцев. Австрия всерьёз опасалась что Россия, о добившись успеха в борьбе с Фридрихом II, тем самым нарушит европейское равновесие. Вене с беспокойством обсуждалось возможность присоединения к России провинции Пруссия, и видели в этом большое несчастье и политический ущерб. Конечно подобные беспокойство были излишними, так как прусские претензии России сформировались только в 1760 году, но они вносили серьёзный разлад в союзнические отношения.

Мария-Терезия
Мария-Терезия

По существовавшему в европейских военных кругах мнению, наиболее уязвимой частью королевства Пруссия, была из была её изолированная одноимённая провинция. Занятия её требовало особых усилий от российской армии. Если не брать во внимание политический аспекты, то во многом поэтому российская армии готовившейся к действиям прежде всего в юго-восточной Прибалтике, и отводилась вспомогательная роль.

Эти обстоятельства учитывал в своих планах подготовки к войне и Фридрих II. Да провинция была удобным плацдармом для возможной диверсии против русской Прибалтики . Но она же требовала и особых забот при изменении обстоятельств, что и произошло в 1757 году. Нельзя сказать, что Фридрих не уделял внимание укреплению своих позиций в провинции.

-3

Русская военная командование считало, что наиболее подготовленными пунктами прусской обороны следовало считать Мемель, Кёнигсберг, Пилау и предмостное укрепление у Мариенвердера . Учитывая пронемецкое настроение граждан, к числу крепостей можно было отнести к Гданьск и Эльбинг. Городские укрепления представляли собой, как правило земляные валы, укреплённые палисадами, со рвами. Валы усиливались бастионами, а Мемель к тому же имел и цитадель, из которой можно было обстреливать пролив и прикрывать предмостное укрепления реки Данга . В крепости насчитывалось около 80 орудий и 800 человек подготовленных резервистов.

Значительно более развитой системой укрепления обладал Кёнигсберг.Основу их составляли крепостные сооружения и цитадель, возведённые ещё в первой половине XVII века. Для их заполнения предназначались два гарнизонных батальона и два отряда резервистов или городской милиции. Наиболее боеспособным из этих отрядов был первый, численность 3000 человек пехоты и 150 всадников. Пехота была вооружена мушкетами, конница пистолетами и саблями. Второй отряд был значительно слабее в его состав входили ремесленники и добровольцы вооружённые шпагами, вилами и косами. Батальоны располагались в предместье , несли охрану ворот, складов, цитадели. Часть конница несла службу на постах наиболее опасных направлениях. По боевому расписанию, в случае нападения противника, каждый бастион крепости должен был быть занят командой 100 человек и двух офицеров.

-4

В преддверии войны, весной 1756 года немецкая военное руководство обратило внимание на необходимость восстановления земляных сооружений, за свою столетнюю историю порядком пришедших в негодность за. Например, между Бранденбургскими воротами и цитаделью был полностью разрушен бруствер. Однако только весной 1757 года уже после начала похода русской армии под командованием генерала-фельдмаршала С. Апраксина в Пруссию, на эти цели было выделено 5000 сталеров и 400 человек. К августу часть окопов, рвов и палисадов была восстановлена, но не полностью. В большей степени эти работы проводились для создания препятствий при конном налёте.С

С.Апраксин
С.Апраксин

Естественно, что укрепление Кёнигсберга при атаке города сильным отрядом скорее всего не смогли бы содействовать его длительной обороне. В то же время подступах к Кёнигсбергу, как со стороны моря, так и суши преграждались рядом сильных позиций. Пилау очень хорошо защищал Кёнигсберг с моря. С суши были подготовлены оборонительные районы Каленен, Таплакен, Петерсдорф,Тапиау и Лабилау . Особенностью их было то ,что районы расположение позиций в этих районах было тесно увязано в болотистой-лесистой местностью восточнее Куриш- Гафа и реки Дейма. Для прикрытия Кёнигсберга при наступлении неприятия по левому берегу реки Преголя была подготовлена позиция у Велау . У этого города в Прегель впадала река Алле, что значительно облегчало подготовку обороны.При преодолении этой позиции неприятеля неизбежно должен был выйти к Тапиау, где предмостные укрепления создавали для него новое препятствие. Кстати Тапиауские укрепления через реку Дейма были связаны с Лабиауской позицией. Русские это хорошо знали, и для овладения Лабиау был выделен особый десант высадка которого, однако не удалась.

С прусской стороны были приняты и оборонительные меры против действий иррегулярных войск. Фридрих II буквально перед началом войны убедился в серьёзности намерений России в предстоящей войне. Да, он считал, что с регулярное русской армии прусские войска справятся достаточно легко. Ну вот "татарский набег" иррегулярных войск его всерьёз озадачивал. Поэтому прусское командование приняло решение бороться с казаками и калмыками, используя пересечённую местность и патриотизм местных жителей. С этой целью предполагалось организовать на границе так называемую народную оборону, но поздно задуманное мероприятие, да к тому же системно приведенное в исполнении принесло скорее не пользу, а наоборот вред для мирного населения.

Прусская командование не учло, что таких наездников, как калмыки, не мог остановить слабый кордон из местных жителей. Действительно, из-за каждого куста русские войска могли ожидать выстрела, и случай гибели отдельных всадников из разъездов были. Но эти случаи вызывали роковое для местных жителей озлобление среди иррегулярных войск, которые стали огнём и мечом очищать занятую территорию. Чтобы предотвратить подобные действия, Апраксину пришлось, с ущербом для себя, держать эти войска в своём глубоком тылу, используя их только при особой необходимости.

Надо сказать, что в стратегическом отношении прусская военная командование добилась успеха ещё до начала боевых действий в провинции. Дело в том, что наступление русских пор кратчайшему пути Рига- Кёнигсберг было для них крайне невыгодно. Используя особенности местности и подготовленные позиции, обороняющиеся могли достаточно малыми силами сдерживать наступающих. Поэтому русская военная командование избрала главное направление наступления на Кёнигсберг более длинными маршрутом через Ковно. С другой стороны, в стороне нельзя было оставить Мемель, так как войска этой крепости всегда могли оказывать фланговую угрозу наступающим. Русские были вынуждены наступать двумя колоннами, разделение усилий не всегда однозначно определяет главный успех, более того в самой Пруссии местность на левом берегу Преголи в целом более препятствовала наступление русских на Кёнигсберг чем наступление по правому берегу, стратегическом плане требовалось наступать напротив, по правому берегу теперь уже было это кратчайшее направление. Мере же, предпринятые прусскими главнокомандующим Г.Левальдом по укреплению позиций на правом берегу, вынудили русских наступать по невыгодному для них направлению, затягивая тем самым сроки похода.

Г. Левальд
Г. Левальд

Военное и гражданское управление прусской провинции перед войной было сосредоточено в руках фельдмаршала Ганса Левальда. Левальд родился в 1685 году близ Лабилау и службу начала ещё у кюрфстра Фридриха III. Значительная часть его карьеры прошла в родной в провинции. Он Служил в Бартенштайне , Фридланде, был в комендантом Пилау, Мемеля Кёнигсберга . В 1848 году стал главным военным начальником в провинции, в 1751 году-фельдмаршалом. Логично выглядело его назначение ответственным за оборону Пруссии.

Общее число регулярных войск, находившихся в подчинении фельдмаршала, составляла 30000 человек, из них 20000 пехоты, 7,5 тысяч конницы, 2200 человек правильный организованной милиции. Милицейские роты формировались в Иоганисбурге, Луке, Гольдапе,Шталлупенене,Трейбурге и Пилткаллене . В состав роты входил один офицер, четыре унтер-офицера, 18 лесников конных и 12 лесников пеших, трубач и 333 солдата.

Продолжение следует...

Понравилась статья ставь лайк и подписывайся впереди будет много чего интересного.