Найти тему

Границы нового и старого

Ну что ж, начнем сначала. А именно, с того, как иногда приступают к объяснению нового.

Говорят, что там, где умный не видит решения, глупый не видит проблемы. Так я, да, подтверждаю, что приходишь порой на лекцию, а тебе там рассказывают какие-то совершенно очевидные вещи - настолько очевидные, что и пропускаешь их мимо ушей и все ждешь, когда же новое начнется. И вдруг - хоп, лекция кончается словами "Сегодня мы говорили о принципиально важных понятиях". А ты и вспомнить не можешь, о чем лекция-то была.

Или смотришь в таблицу спряжения французских глаголов в пятом уроке учебника и думаешь: вроде бы такие глаголы уже спрягали во втором уроке. А в чем разница? Это повторение? или это другие глаголы? Или в другом времени? Хорошо, если ты сам над учебником сидишь - можно вернуться к предыдущим урокам и сыграть в игру "найди 10 отличий" - возможно, и выяснится, что глаголы действительно те же самые и время то же самое, но во втором уроке давались только три формы, а в пятом - все шесть даются, да еще добавляются другие глаголы, спрягающиеся по такому же типу. А когда ты на уроке сидишь, то и дежа вю может начаться. Главное, не спросишь же у преподавателя: "Вы нам второй раз то же самое рассказываете, или я что-то путаю? А с чем я путаю?" Для меня плохо в такой ситуации то, что вместо того чтобы учиться спрягать глаголы, я растерянно пытаюсь самостоятельно соотнести прошлые уроки с нынешним, время идет, силы тратятся, пока я соображу что к чему - группа уже вперед убежала.

Так что для себя я сама сделала вывод, который и в методиках преподавания прописан. Повторяя предыдущий материал, не просто напоминаю студентам, чем мы занимались, а провожу границу: вот это мы узнали в прошлый раз, а сейчас к тому знанию добавим другое, скажем, другие глаголы того же типа спряжения, или продолжаем список случаев, когда запятая перед "как" не нужна.

Собственно, "переоткрытие" мной уже известного, написанного в учебниках и методиках с этим же феноменом и связано. Конечно, совершенно очевидно, что лучше напомнить студентам уже пройденное, чем не напомнить. Но - на своем опыте лучше понимаешь зачем это и в каком формате.