Найти тему
Правила жизни

Главней всего интриги в доме: какой получилась четвертая серия «Дома Дракона»

В онлайн-кинотеатре «Амедиатека» продолжается показ эпической фэнтези-саги «Дом Дракона». Татьяна Алешичева посмотрела четвертый эпизод, в котором нет экшена, зато много эротики и дворцовых интриг — тепленькая пошла!

    Главней всего интриги в доме: какой получилась четвертая серия «Дома Дракона»
Главней всего интриги в доме: какой получилась четвертая серия «Дома Дракона»

Эпизод начинается великолепной сценой сватовства знатных представителей соседних земель к Рейнире — это архетипический сказочный сюжет, где принцесса как минимум должна загадать претендентам три загадки. Но в нашем эпосе этот бродячий сюжет обыгран с отменной тонкостью: раздосадованная Рейнира чувствует себя призом на торгах и как может язвит в адрес слишком старых или слишком юных претендентов. Наблюдать за драматическим развитием этой сцены — сплошное удовольствие. Когда совсем юный женишок, практически ребенок, произносит высокопарное: «Если вы выберете меня, то будете в безопасности под моей защитой», его тут же осаживает соперник постарше: «Ей не нужна твоя защита, у нее есть дракон, дурак!» За эти слова он жестоко поплатится — такого исхода вряд ли кто-то ожидал, даже если перечитал все сказки мира. И то сказать: когда рядом с принцессой все время маячит такой бравый мужчина, как телохранитель сэр Кристон Коль (Фабьен Франкель) в призывно поблескивающих доспехах, до мальчишек ли ей? Тем более что томный молчаливый красавец всегда готов закрыть принцессу от опасности буквально своим телом — это произойдет уже на обратном пути в Королевскую Гавань, когда корабль Рейниры заденет хвостом спешащий туда же дракон Деймона.

  HBO Max
HBO Max

Если кто-то забыл, что Деймон тащит на себе все отрицательное обаяние сериала (тут и ехидство и несговорчивый нрав Тириона, и вкрадчивая порочность хитрого Мизинца), то новая серия снова отменно разыграет эту карту. Явившийся ко двору этаким ветераном — победителем чужих смертоносных воинств, он входит в тронный зал в костяной короне. Эту выходку все присутствующие расценивают как демарш — телохранитель Визериса даже вынимает из ножен меч, чтобы не подпускать дерзкого братца к королю. Но Деймон демонстративно склоняет голову перед королем и вручает тому, как своему сюзерену, корону завоеванных территорий, Лестничных Ступеней. И, не смотря на благостное разрешение ситуации и братские объятия двух белокурых Таргариенов, любой присутствующий при этой сцене понимает, что дерзкая выходка с короной не последняя со стороны Деймона. Сериал на наших глазах обрастает невысказанными смыслами и подводными течениями, это хорошая работа.

На пиру подгулявший и разомлевший от вина Визерис требует снова наполнить ему чарку, не замечая, какими острыми взглядами, лишенными приязни, обмениваются бывшие подруги Алисента и Рейнира и особенно с каким неподдельным сластолюбивым интересом Деймон разглядывает принцессу — явно не как ребенка! И вот, наконец, для этих двоих наступает время поговорить по душам, на древнем валирийском наречии. «Моя валирийская кровь предназначена для обзаведения потомством!» — Рейниру страшно угнетает участь, которую, как она думает, готовит для нее Визерис. В то же время, как всякая любопытная молодая женщина (с детства вовлеченная в игру престолов, а значит, обладающая вдобавок хотя бы толикой коварства), Рейнира пытается выведать, зачем на самом деле Деймон явился ко двору. И тогда между ними происходит откровенный разговор, который положит начало будущим тектоническим сдвигам в истории Вестероса. «Для мужчин женитьба — это политическое решение, но для женщин смертный приговор! — сетует Рейнира. — Предназначение моей матери состояло в том, чтобы рожать наследников, — это ее и убило. Я не хочу для себя той же судьбы». В этот самый момент Деймон видит в этой неопытной девчонке родную душу. «Я избавился от моей постылой супруги уже давно». — «Ей повезло, что ты не сделал ей ребенка!»

  HBO Max
HBO Max

Кажется, здесь самое время поговорить о цикличности истории, пусть даже фантазийной. При виде того, как Рейнира еще только задумывает бороться за свою самость, вспоминается судьба Дейенерис, которую выдавали замуж как вещь, демонстрируя жениху обнаженной, — и это случится много позже. Мы привыкли думать, что движение истории ведет нас от темных времен в светлые, от варварства к прогрессу, но наши сказки говорят, что это не так: участь другой принцессы из дома Таргариенов будет поначалу много горше, чем в предшествующие темные и дикие века, потому что они никогда и не переставали быть темными и дикими.

А пока Деймон, завидев в глазах принцессы знакомый блеск, после захода солнца ведет ее в городское чрево — на улицы, полные проходимцев и попросту опасных людей. Переодетую мальчишкой принцессу никто не узнает, и она становится зрительницей уличного спектакля, который разыгрывают на площади «по мотивам» королевской жизни — узнаваемый сюжет из «Гамлета». Это скабрезное и, как водится, лишенное всякого почтения к правящему дому представление, где первым делом изображают ее саму (как было принято во времена Шекспира, женщину тут играет мужчина) — как названную наследницу престола, которой никогда на него не сесть… потому что у нее пусто в штанах! А затем Деймон ведет принцессу в бордель — сад запретных наслаждений, где извивающиеся тела совокупляются в самых разных позах и сочетаниях. Деймон затевает с племянницей любовную игру, и она охотно отвечает на его призыв. В то же время в любимом всеми режиссерами со времен «Рождения нации» параллельном монтаже нам показывают другой любовный акт, где покрытый язвами и струпьями Визерис возлежит с юной женой и та покорно исполняет супружеский долг с явным отвращением на лице.

  HBO Max
HBO Max

Но и это еще не конец! Внезапно прервавший любовную игру с принцессой Деймон ретируется, и девушка красиво, в духе легкой эротики пуританских 1980-х, соблазняет телохранителя (облеченная властью красавица и телохранитель — тоже ведь вечный сюжет на экране и в жизни). «Игра престолов» задержалась на экранах почти на целое десятилетие, и по поздним сезонам уже заметно, что эротическая составляющая сериала несколько померкла в сравнении с дерзкими ранними сезонами, когда секс на экране был нарочитым, броским, завлекающим (хотя впервые канал НВО разыграл эту карту еще в 2005-м в сериале «Рим»). Здесь тоже бросается в глаза наступление нового пуританства на ТВ и изрядное лицемерие, когда за «обнаженку» в основном отдуваются безвестные статисты (многофигурная композиция в борделе), а тела исполнителей главных ролей скрыты искусными ракурсами — с насилием в «Доме Дракона» все обставлено на настоящий момент куда смелее, чем с обнаженкой!

Тем не менее все искупает искусно выписанный сюжет: коварный десница следит за Рейнирой и доносит о ее похождениях королю, та обвиняет десницу в том, что он склоняет короля отдать предпочтение другому престолонаследнику, — назревает конфликт, и очень не хочется, чтобы такой шикарный задел скатился к живописанию сексуальных эскапад царственных особ в дворцовых интерьерах или, иными словами, чтобы «Игра престолов» превратилась в «Тюдоров». Но, судя по всему, нам это не грозит, потому что до сих пор драматургическое напряжение в сериале только нарастало — он буквально становится лучше с каждой серией.