Биогеохимическая функция человека проявляется прежде всего в биогенной миграции второго рода (второй биогеохимический принцип), но исторически все более преобладает в его деятельности биогенная миграция третьего рода (третий биогеохимический принцип), связанная с изменением химических соединений, небывалой их концентрацией. — Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1965. С. 272.
Непосредственное биогеохимическое действие человека ничтожно, так как масса человечества бесконечно мала по сравнению с массой живого вещества.
Австрийский экономист Л. Брентам подсчитал, что если собрать всех людей вместе и выделить на каждого человека 1 м, то все человечество займет площадь, равную площади небольшого озера Констанцкого в Швейцарии.
В письме Б.Л. Личкову 7 сентября 1936 г. В.И. Вернадский пишет (прочитав книгу Э. Леруа «Происхождение человечества и эволюция разума»): «Я принимаю идею Леруа о ноосфере. Он развил мою биосферу. Ноосфера создалась в постплиоценовую эпоху - человеческая мысль охватила биосферу и меняет все процессы по-своему». — Переписка В.И. Вернадского с Б.Л. Дичковым (1918-1939). М., 1979. С. 182.
В Париже в 1927 г. вышли из печати лекции профессора математики «Коллеж де Франс», сторонника философии А. Бергсона Эдуарда Леруа «Требования идеалиста и факт эволюции». В них впервые в зарубежной литературе была дана оценка идеи единства живого вещества биосферы Земли Вернадского, изложенной им в работе «Геохимия» (книга вышла в Париже в 1924 г.
Тогда же были опубликованы две статьи на основании отчета фонду Резерфорда, которые послужили основанием известной статьи «Автотрофность человечества»).
Под влиянием идеи единства и целостности биосферы Э. Леруа и палеонтолог, антрополог и философ-неотомист П. Тейяр де Шарден ввели понятие «ноосфера».
А уже в октябре 1936 г. термин «ноосфера» употребляется В.И. Вернадским в научном тексте.
Этим термином Вернадский обозначает этап биогеохимической истории живого вещества, связанной с деятельностью человека. «Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой». — Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Биосфера. М., 1967. С. 356.
Публично о ноосфере В.И. Вернадский сообщил в докладе в Московском обществе испытателей природы, а в дневнике сквозит тревога: «Впервые публично о ноосфере. Кажется, не понимают». — Аксенов Г.П. Вернадский. М., 1988. С. 480.
Не понимают даже близкие друзья. «О какой разумности этой действительности можно говорить?» — удивляется А.Е. Фepcмaн — Аксенов Г.П. Вернадский. М., 1988. С. 480.
Давнишний корреспондент и друг Б.Л. Личков говорит о ноосфере как о желаемом будущем и что разум воплощенный должен пройти стадии хаоса неразумного. — Переписка В.И. Вернадского с Б.Л. Дичковым (1940-1944).М., 1980. С. 123.
Вернадский же настаивает, что переход биосферы в ноосферу — реальность и «образование вне воли людей и не может быть остановлено человеческой историей» (так как выражает фундаментальные закономерности Космоса).
И еще более определенно: «Ноосфера есть реальная вещь», «ноосфера есть эмпирическое обобщение». — Переписка В.И. Вернадского с Б.Л. Личковым (1940-1944).М., 1980. С. 123-124.
Впервые в эволюционном процессе (геологически фиксируемом) произошло резкое изменение характера живого вещества, связанное с деятельностью человечества, его сознания (еще в 1850 г. в Нью-Хейвене американский исследователь Д. Дэна обратил внимание на непрерывный, с кембрия, рост центральной нервной системы и мозгового аппарата, названный им цефализацией).
Переход биосферы в ноосферу явление прежде всего геологическое, и эту новую геологическую эпоху русский геолог А.П. Павлов (один из учителей В.И. Вернадского) называл «антропогенной».
И одновременно с ним, но независимо от него Д. Лекон в Калифорнии и Ч. Шухерт в Новой Англии предложили называть на ступающую геологическую эру «психозойской».
То же геологическое явление уже в конце 20-х годов X X в. Э. Леруа и П. Тейяр де Шарден стали называть «ноосферой». Человек как живое вещество овладел «всем живым веществом» и изменил «течение всех геохимических реакций.
В.И. Вернадский даже вводит понятие «человеческое живое вещество». — Вернадский В.И. Архив РАН. Ф. 518. Оп. 2. Д. 48. Л. 173.
Лик планеты стал новым и перешел в состояние непрестанных потрясений»
Воздействие человека на био-
^ Переписка В.И. Вернадского с Б.Л. Дичковым (1940-1944). М., 1980. С. 54. Споры о ноосфере не утихают и поныне. Верно отмечается, что для В.И. Вернадского «ноосфера» прежде всего биогеохимическое понятие. - Олейников Ю.В. Эволюция представлений В.И. Вернадского о ноосфере // Философ, науки. 1984. № 2. С. 91; Антонов Н.П., Бараякин В.И. О двух концепциях ноосферы // Философ, науки. 1976. № 6. С. 105. Барякин В.Н. Методологический статус и современные интерпретации понятия «ноосферы» // Философ, науки. 1983. № 4. С. 54. Часто говорится, что ноосфера — это организованная и управляемая человеком часть биосферы, которая лищь создается. Поэтому предлагаются другие термины, выражающие этапы наступления ноосферы. Ю.А. Жданов предлагает термин «техносфера». — Жданов Ю.А. Учение о биосфере в диалектической концепции развития // Человек и биосфера. Ростов н/Д., 1973. С. 26. В.А. Анучин фактически подменяет понятие «ноосфера» терминами «географическая среда» и «антропосфера». — Анучин В.А. Основы природопользования. М., 1978. С. 88-109. Его же: Географический фактор в развитии общества. М., 1982. С. 39. Голубец М.А, предлагает, поскольку «ноосфера» это понятие, обозначающее природный процесс, соверщающийся неосознанно (что верно), говорить о переходе от ноосферы к интеллектосфере. Но, к сожалению, автор не видит философских оснований понятия «ноосфера». — Голубец М.А. Актуальные вопросы экологии. Киев, 1982. С.93. Ф.Я. Шипунов использует как синонимы понятия «техносфера», «социосфера», «биотехсносфера» и «ноосфера». — Шипунов Ф.Я. Организованность биосферы. М., 1980. С. 237.
В трудах H.H. Моисеева практическим синонимом понятия «ноосфера» выступает термин «коэволюция» человеческого общества и биосферы. — Моисеев H.H. Человек и ноосфера. М., 1990. С. 154. Пока отметим, что В.И. Вернадский ввел понятие «ноосфера» прежде всего для обозначения геологической стадии развития биосферы, «это естественный процесс, при котором она складывается вне зависимости от того, как решается человеком вопрос о полноте знания мира и преднамеренного сознательного регулирования его связей». — Гиренок. Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. М., 1987. С. 144.
«Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой». — Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Вернадский В.И. Биосфера. М., 1967. С. 356. И геологический эффект перестройки биосферы в ноосферу связан прежде всего с научной мыслью. Биосфера «20 столетия превращается в ноосферу, создаваемую прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человечества». — Вернадский В.И. Размышления натуралиста: Научная мысль как планетное явление. М., 1977. С. 31, 43. Иначе говоря, «работа» научной мысли как определяющая сила в биосфере становится заметной лишь при биогеохимическом подходе. Причем за коны этой работы («логики естествознания» — В.И. Вернадский) в разных геологических оболочках Земли разные.
Планетная или природная роль научной мысли связана лишь с биосферой и не распространяется на другие геологические оболочки. Логика современного естествознания «в своих основах теснейшим образом связана с геологической оболочкой, где проявляется разум человека, т.е. связана глубоко и неразрывно с биосферой». - Вернадский В.И. О геологическом значении симметрии // Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. С. 282.
Это основное эмпирическое обобщение В.И. Вернадский впервые высказал еще в своей работе «Биосфера» (1926 год). Позже, в начале 40-х годов, он сделал уточнение «логика естествознания как природное планетное явление неразрывно связана с биосферой — определенной геологической оболочкой планеты». — Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. С. 283. Наука как планетная сила «выступает на первый план» (В.И. Вернадский) лишь с освоением человеком биосферы, когда он заселил всю биосферу и тем самым освоил, включил в свою деятельность (Tat). А посему справедливо Фаустовское - «Am Anfang war die Tat» («В начале было дело»).
Мир биосферы-ноосферы — это мир, который человек собой задает как мир, в котором он может жить и понимать этот мир. А это значит что, возможны и другие миры, но мы можем понимать лишь мир, который уже понимаем, мир, который в континууме «бытия - сознания».
Или иначе, мир, в котором пространство и время задаются самим же человеком (уже живое задает себе пространство-время жизни).
сферу отличается от проявлений остального живого вещества своей интенсив
ностью, «все увеличивающегося с ходом времени своего геологического эф
фекта»'. И одновременно человечество начинает переделывать само живое ве
щество планеты. Суммарный характер геохимических изменений, вызванных
деятельностью человека, можно представить так:
1. До XVIII в. человек в своей деятельности использовал 12 химических
элементов (кислород, углерод, свинец, олово, ртуть, серебро, медь, серу, золото,
мышьяк, сурьму и фосфор);
2. В XVIII в. таких элементов уже насчитывалось 37 (включая платину,
цинк, никель, водород, азот, марганец, титан и др.);
3. В XIX в. в биогеохимический круговорот было «втянуто» 75-76 эле
ментов;
4. В середине X X столетия их было более 100^
' Вернадский В.И. Человечество как часть однородного живого вещества // Вернадский В.И. Начало и
вечность жизни. М., 1989. С. 61.
^ Ковда В.А. Биогеохимические циклы в природе. М., 1976. С. 37. 230
Итак, человек становится деятельной частью живого вещества планеты, и
новая биосфера, в которой человек изменяет «структуру самих основ биосфе
ры»', и есть ноосфера как новое биогеохимическое явление. Вернадский реаль
ность ноосферы связывает прежде всего с наукой и сознанием^. И одновремен
но ноосфера «создается стихийно»^ Мы мало что поймем, если будем оставать
ся в пределах уже готовых слов и понятий, так или иначе трактующих ноо-
сферную реальность. Ведь мы всегда что-то воспринимаем в контексте слов и
смыслов, которые уже выделены. Иначе, в терминах уже готового мира, а зна
чит, мира неживого, мертвого. Слова готового мира уводят нас от труда мысли
и труда души. А если мы не вложили душу в то, что познаем и понимаем, то
всегда будем вне понимания и вне восприятия. Не то, что мир не будет нам дос
тупен. Но он будет нам дан в смысле общих значений, не индивидно. Я тем са
мым утверждаю, что мы познаем и воспринимаем лишь то, в чем уже присут
ствуем. Тогда познание мира есть одновременно и познание себя. А вот моя
вложенность в мир всегда индивидна, уникальна, в том смысле, что ее нельзя
заранее предположить, она должна случиться, состояться. Ноосфера и есть слу
чающаяся индивидность мира, или мир как индивид и есть ноосфера. Пока по
добные метафорические и догматические утверждения малопонятны, но они
помогают задать некое понимательное пространство, топологию понимания,
сами собой, работая как тела понимания.
Итак, биосфера под влиянием прежде всего научной мысли геологически
меняется (изменяются энергетика планеты, живое вещество планеты). Как гео
логический фактор научная мысль является природным явлением, правда не за-
' Вернадский В.И. Биогеохимические очерки. М.;Л., 1940. С.47. «Вхождение цивилизованного человека в
биосферу коренным образом ее меняет». - Вернадский В.И. Архив РАН. Ф. 518. Оп. 1. Д. 220. Л. 4.
^ «Неразрывно с живым веществом человечество. Его геохимическое действие огромно и растет с
ростом его цивилизации, то есть сознания», «сознание человечества становится той «силой», тем
фактором, который мы должны принимать во внимание, когда изучаем всякий природный процесс,
как должны принимать во внимание материальную среду, в которой идет этот процесс, или же формы
энергии, например всемирное тяготение, которое в них проявляется». - Вернадский В.И. Архив РАН.
Ф. 518. Оп. 1. Д. 162.
^ Из письма В.И. Вернадского внучатой племяннице З.М. Сапуновой // Прометей. Т. 15. М., 1988. С. 81.
«Вся главная работа (в биосфере. - И.Б.) произведена человеческим сознанием, но не преднамеренно
- процесс сознания не был осозчш)).-Вернадский В.И. Архив РАН. Ф. 518. Оп. 1. Д. 162. 231
будем, что природа для Вернадского и есть биосфера. Научное знание универ
сально, не ограничено культурными особенностями или локальными возмож
ностями человека, не является психологическим феноменом. Понятие «разум» в
философии и выражает вот эту универсальную размерность человеческой жиз
ни (причем научную рациональность не следует отождествлять с разумом'. На
учное суждение рационально, объективно, теоретично потому, что разумно.
Иначе говоря, можно утверждать, что разум есть условие рациональности, нечто
безусловное, а не наоборот. Причем разум, по сути, практичен, он должен прак
тически случиться. Разум лежит в области необратимости, когда в самом мире
порождаются условия извлечения опыта относительно этого мира. Его нельзя
задать определением или вывести из общих положений, получить желанием
или волевым усилием. Его нельзя разложить, чтобы эксплицировать. Разум
фактичен, практически случающееся событие, открывающееся в метаязыке. В
его составе нечто беспредметное, что определяет, а не определяемое. Это и есть
трансцендентальное как некая лереоопределяющая сфера. Сфера разум не зави
сит от опыта, внутри которой возможен опыт, чувственность и рассудок. Но это
и не где-то изначально существующая сфера. Разум - случающаяся дополни
тельность, если случилось взаимодействие человека и мира. И никто не может
утверждать, что он владеет разумом, а мысль есть то, что порождается на «кон
чике» разума), которая есть, если она уже есть. Именно поэтому научное зна
ние «срабатывает» как некая естественная сила, проявляющаяся в человеческом
обществе независимо от человека, но в его деятельности (примером может слу
жить вхождение в науку принципа симметрии. Принцип симметрии в X X в.
«охватил и охватывает все новые области. Из области материи он проник в об
ласть энергии, из области кристаллографии, физики твердого вещества он во
шел в область химии, в область молекулярных процессов и в физику атома».
Между тем «бессознательность этого вхождения есть эмпирический факт. И
этот факт особенно ярко указывает нам на то, что ход развития человеческой
' Как выразился Г. Шнедельбах, в современной философии «рациональность вытеснила разум». Цит.
по: Гайденко ПЛ. Проблема рациональности на исходе 20 века // Вопр. философии. 1991. № 6. С. 3. 232
МЫСЛИ вполне аналогичен естественным процессам, т.е. совершается не по за
конам человеческой логики, а по своим неведомым и непредвидимым нами пу
тям»'), прежде всего, как считает В.И. Вернадский, в деятельности ученых-
натуралистов. Не в силах человека прервать направленное развитие науки. Этот
процесс можно лишь ускорить или замедлить и даже остановить. Но его нельзя
прервать.
На научную мысль распространяются и другие закономерности, свойст
венные природным (биосферным) явлениям. Подобно живому веществу науч
ная мысль необратима и обладает определенной «скоростью движения» (зако
номерно меняясь во времени: то, замедляясь, то, ускоряясь)^. Но вот что неожи
данно. В.И. Вернадский постоянно подчеркивает, что основная часть научного
знания находится не там, где ее принято считать. Обычно мы считаем, что нау
ка - это прежде всего законы и теории, да еще научные гипотезы, предшест
вующие научным теоретическим построениям. Философы в своих размышле
ниях обращаются главным образом к научным теориям и научным гипотезам,
тогда как основная часть научного знания ими не ухватывается^
' Вернадский В.И. Принцип симметрии в науке и философии // Вернадский В.И. Философские мысли
натуралиста. М., 1988. С. 221. В работе «Мысли о современном значении истории знаний» отмечает
ся как раз момент «человеческого» воплощения научной мысли, необходимость «богато одаренных
личностей», тогда как «социальные и политические условия позволяющие проявление их духовного
содержания, получают значение только при его наличии (факта появления талантливых людей. -
И.Б)». - Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М., 1988. С. 216-217.
^ Так, в X X в. можно говорить о «взрыве научного творчества», когда разом и одновременно меняют
ся «в корне наши'представления о материи, об энергии, о времени, о пространстве; создаются совер-
щенно новые понятия того же основного значения - понятия, всецело отсутствовавщие во всех пред-
ществовавщих научных миросозерцаниях». - Вернадский В.И. Мысли о современном значении исто
рии знаний // Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М., 1988. С. 218.
^ «Огромная, основная часть научного творчества и научной мысли - эмпирические понятия (факты)
и эмпирические обобщения - отходят для философии на второй план». - Вернадский В.И. О жизнен
ном (биологическом) времени // Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. С. 302.
Или вот в другом месте этой же статьи читаем: «Научные теории, модели, гипотезы, обобщения в
первую очередь занимают философскую мысль, и они нередко представляют то, что называется нау
кой в философском мышлении». - Там же. С. 310. 233