Найти тему
Авто Энциклопедия

Боевая машина врачей. Санитарный автомобиль ГАЗ-55

Танки и самолеты - вот настоящая военная техника, думает большинство людей. Однако, это далеко не так. Подавляющее большинство мехпарка любой армии мира - это машины не боевые. Например, одними из самых востребованных автомобилей во время войны становятся "санитарки". Именно техника для эвакуации раненных - одно из главных нервов войны.

В СССР первый более-менее удобный санитарный автомобиль появился в середине 30-х годов. До этого, для вывоза раненных с поля боя и доставки их в госпиталя и на железнодорожные станции, предполагалось использовать армейские грузовики ЗИС-5 или ГАЗ-АА и санитарные фургоны на их базе. Однако, быстро выяснилось, что специфические цели требуют специального автомобиля. Тяжелораненные бойцы в кузове обычного грузовика попросту не доживали до конца поездки. Да и легкораненным тоже нельзя было позавидовать.

-2

Заказ на разработку санитарной спецмашины для армии получил Горьковский автомобильный завод. К 1938 году проект был готов. По замыслу конструкторов, для производства санитарного автомобиля больше всего подходила база легендарного ГАЗа-ММ. "Полуторка" была неприхотливой в эксплуатации и массовой в производстве. Что делало ее очень удобной для унификации.

-3

Санитарный фургон получил название ГАЗ-55. Проблему губительной тряски на пересеченной местности инженеры решили мягкими рессорами и гидроамортизаторами. Кроме того, в салоне была смонтированна специальная система для подвешивания носилок, что давало дополнительную мягкость при транспортировке. Также, внутри была смонтированы вентиляция и система обогрева. Машина была расчитана на четырех лежачих и двух сидячих раненных.

-4

В том же 1938 году ГАЗ-55 был запущен в производство. На ГАЗе, но не на том....Новые санитарные машины для армии делали на Горьковском автосборочном заводе. Ввиду того, что к началу производства в РККА был острейший дефицит медицинской техники, горьковчане работали исключительно на военных. Для пополнения гражданского парка был привлечен Казанский кузовной завод, куда с предприятия изготовителя поставлялись шасси. Гражданские машины отличались от военных светлым цветом кузова.

-5

Боевое крещение "фронтовая неотложка" ГАЗ-55 приняла в 1939 году в советско-финляндской войне. Кампания была не самой удачной, поэтому многие машины были потеряны или брошены. Некоторая часть этих машин пополнили медицинский парк финской армии и были использованы в войне против СССР уже в 1941 году.

-6

Неизвестно, как бы сложилась судьба армии в первый год Великой Отечественной войны, не займись руководство этим вопросом заранее. К началу боевых действий медицинские подразделения были укомплектованны ГАЗ-55 в достаточной мере. Стоит ли говорить, что это спасло жизни десяткам тысяч раненных бойцов. Удивительно, но до середины войны этот специальный медтранспорт считался секретным.

-7

Война внесла в производство ГАЗ-55 свои коррективы. Парк машин, произведенных до ее начала стремительно таял. Военные выпуски отличает упрощение как конструкции так и материалов. На некоторых партиях отсутствовали амортизаторы, на других стояли деревянные двери, на третьих отсутствовал бампер и стояла одна фара. Тем не менее, выпуск столь нужной для фронта машины - продолжался.

-8

Конвеер по производству "санитарки" ГАЗ-55 остановился только после Победы. Но не надолго...Уже в 1946 году решено возобновить ее выпуск. Альтернативы ей не было, а восстанавливающаяся страна не могла себе позволить разработку новой модели. Последняя "фронтовая неотложка" была собрана в конце 1950 года. Всего за время производства было выпущено чуть больше 12 000 автомобилей. После выхода на пенсию - многие из устаревших ГАЗ-55 доживали свой век на работе в сельских больницах и в санаториях по всему СССР. Некоторые, аж до конца 60-х годов.

-9