Найти тему
Про реальные события

Сможет ли коллективный Запад установить потолок цен на российские углеводороды

Оглавление

За океаном правила взамен международному праву придумали именно потому, что их в любой момент можно менять к собственной выгоде. Ещё совсем недавно коллективный Запад горой стоял за приватизацию и рыночную организацию мирового энергетического сектора. Их Энергетическая хартия отдавала углеводороды под власть "невидимой руки рынка". Сейчас страны G7 договорились установить на российскую нефть предельные цены. Рыночные принципы отброшены напрочь.
Что из этой затеи может получиться?

Не всё так просто

С углём Евросоюз разобрался быстро. С 15 августа его поставки из России запрещены. С газом решать вопрос оказалось сложнее. От идеи установить потолок цен на газ пришлось отказаться, так как венгры и иные обладатели здравого смысла её не поддержали. Ведь "Газпром" предсказуемо будет трактовать такой ход как нарушение контракта, а замену российскому поставщику на эту зима пока не нашли.

Для Запада основанием для предъявления жёстких условий России является контроль над значительной долей мирового танкерного флота и до 90% страхования морских перевозок.

На это авторы идеи "предельных цен" и рассчитывают: энергоносители по ценам выше установленных не возить и не страховать.
На это авторы идеи "предельных цен" и рассчитывают: энергоносители по ценам выше установленных не возить и не страховать.

Россия за рыночные отношения

Москва однозначно против идеи нерыночного ограничения цен на энергоносители.

Вице-премьер Александр Новак официально заявил, что Россия не будет поставлять нефть странам, поддержавшим лимит цен.
Вице-премьер Александр Новак официально заявил, что Россия не будет поставлять нефть странам, поддержавшим лимит цен.

По его мнению, вмешательство в рыночные механизмы в этой отрасли приведёт к дестабилизации.

Нам поможет Азия

Выдержит ли российская экономика прекращение поставок нефти странам Запада?
В 2021 году поставки из России нефти и нефтепродуктов в страны ЕС составили 36,7 млрд$, или 52% от общего объёма нашего экспорта. Газа в прошлом году в Европу мы поставили на 3,6 млрд$, или 41% всего экспорта.

Объёмы немалые, их нужно перераспределять.
Объёмы немалые, их нужно перераспределять.

Что уже сегодня и происходит. За первое полугодие поставки нашей нефти в Китай выросли на 55% и достигли отметки 1,9 млн баррелей в сутки (общий объём добычи в России примерно 10 млн баррелей в сутки). То есть уже сегодня мы поставляем в Китай пятую часть всей добываемой нами нефти.

Такой же процесс идёт и по поставкам в Индию. Туда уходит 950 тыс. баррелей российской нефти в сутки, хотя совсем недавно наше присутствие на индийском рынке было минимальным.

Безусловно, такой манёвр имеет свою цену, за него приходится предоставлять скидки на поставляемые углеводороды. По информации из индийских источников, скидки за российскую нефть достигали 16$ за тонну, к концу августа они опустились до 6$.
Такой вариант, видимо, устраивает обе стороны.

Объёмы потребления нефти растут не только в Китае и Индии, но и во многих странах Азии. Естественно, что они не станут жертвовать своими интересами ради политических амбиций Запада.

С чем останется Запад?

В 2021 году поставки из России природного газа в ЕС составили 20% от общего объёма поставок, такая же доля приходилась и на поставки СПГ. На импорт российской нефти в Европу пришлось 22%. На практике это громадные объёмы. На мировом рынке нефти заменить Россию некем. Вот первая тройка мировых производителей нефти:

США - 711 млн тонн в год;
Россия -
536 млн тонн в год;
Саудовская Аравия - 515 млн. тонн в год.

Нарастить такой объём добычи невозможно. По итогам поездки Байдена Саудовская Аравия пообещала увеличить объём добычи на издевательские 300 тысяч тонн. Ну а слухи о возможном изъятии с рынка огромной массы топлива порождают панику и способствуют росту цен. Brent в сентябре 2020 года стоила 40$, в прошлом году - 70$, сегодня она стоит 100$ за баррель.

Помимо этого, в реальной жизни ряд европейских стран критически зависят от поставок наших углеводородов (Восточная Европа, Финляндия, Восточная Германия). Это определяется объективными факторами, связанными с существующими трубопроводами, оснащением НПЗ под российские сорта нефти. Решением какой-нибудь фон дер Ляйен отменить это не получится.

Процесс перераспределения нефтяных и газовых потоков и для России будет непростым. Своими танкерами сегодня мы может перевозить примерно 15% нефти. Поэтому сегодня одна из приоритетных задач - увеличение доли российских компаний в поставках углеводородов.

Быстро увеличить торговый флот до нужных объёмов не получится. Поэтому российские компании и азиатские потребители уже сейчас формируют свой "серый" флот. Он возник с момента ввода американских санкций против экспорта нефти из Ирана и Венесуэлы. "Серые" торговые суда часто работают без страховки и соблюдения правил Международной морской организации.

Запрет на страхование поставок по ценам выше установленных по замыслу американского минфина должен был стать основным инструментом реализации этой идеи. Но и здесь существует масса обходных манёвров. Например, Иран практикует самостоятельно страхование своих экспортных поставок. Ничто и России не мешает создать отечественную компанию, которая будет страховать танкеры.

Буду благодарен за ваши комментарии.
Если статья понравилась, поделитесь в соцсетях!
На канал можно подписаться ЗДЕСЬ.