Найти тему
Уголок урбаниста

Выхода нет: 5 станций метро Москвы, где срочно нужен второй выход в город

Оглавление
Какие перегруженные станции столичной подземки уже давно трещат по швам от наплыва пассажиров?
Какие перегруженные станции столичной подземки уже давно трещат по швам от наплыва пассажиров?

В последние годы столичный метрополитен, насчитывающий 14 линий и 250 станций, растет как на дрожжах. Каждый год открывается по 5, а то и 10 новых подземных дворцов, метро приходит в новые отдаленные районы за МКАДом и в Новой Москве.

Но в то же время в погоне за статистикой по увеличению числа станций и километров метропутей власть имущие напрочь забыли о проблеме перегруженности отдельных уже давно существующих станций. Они строились много десятилетий назад, и существующие выходы уже давно не справляются с многократно возросшим потоком в 7-8 млн. пассажиров, которые ежедневно пользуются подземкой.

В основном это станции глубокого заложения, на которых для доставки пассажиров на поверхность используются эскалаторы.

Открытие на таких станциях, которые в основном расположены в центральной части, вторых выходов могло бы существенно разгрузить их переполненные эскалаторы к выходу на поверхность. Однако постройка эскалаторных тоннелей является дорогостоящим делом, при этом километры и количество станций останется прежним.

Поэтому с вероятностью 99% ждать дополнительных выходов со станций, перечисленных в нашем обзоре, пассажирам придется еще очень долго, хотя они нужны как воздух уже сейчас.

Перечеркнутым кругом на схемах мы обозначили места, где могли бы находиться непостроеннные выходы на поверхность.

1. Бауманская

Арбатско-Покровская линия

metro2.org
metro2.org

В среднем через станцию глубокого заложения проходит около 90 тыс. чел, в день, что конечно же многовато для одного имеющегося выхода в город, пусть и с 4 эскалаторами. Популярность станции связана с тем, что соседние станции Арбатско-Покровской линии Курская и Электрозаводская находятся на значительном расстоянии. Кстати, до замены эскалаторов было не 4, а 3, и в те времена в часы пик очередь в метро обычно начиналась еще на улице.

В 2000-х годах активно обсуждался проект строительства второго выхода на Спартаковскую площадь, что могло бы разгрузить проблемную станцию, однако из-за стоимости работ столичные власти от него официально отказались в 2013 году.

2. Парк культуры

Кольцевая линия

metro2.org
metro2.org

Станция была открыта в 1950 году и находится на глубине примерно 40 метров. Единственный выход в город по 3-ленточному эскалатору тут совмещен с пересадкой на Сокольническую линию, а суточный пассажиропоток превышает 65 тыс. чел. В этой связи в часы-пик у эскалаторов возникает огромная толкучка.

На бумаге существует проект строительства западного выхода из глухого торца станции, который бы выходил в проектируемый подземный переход у пересечения Садового кольца с Зубовским проездом, а также проект независимой пересадки на Сокольническую линию. Однако их реализация, которая потребует больших финансовых затрат, в ближайшем будущем не планируется.

Ситуацию можно было бы немного улучшить, увеличив при замене эскалаторов в 2012 году их число с 3 до 4, однако по какой-то причине этого сделано не было.

3. Комсомольская

Кольцевая линия

metro2.org
metro2.org

Наиболее загруженная станция в столичном метро, через которую проходят до 150 тыс. чел. ежедневно, формально имеет 2 длинных выхода, один из которых совмещен с пересадкой на Сокольническую линию. Учитывая нахождение станции у 3 оживленных вокзалов, а также у платформы Площадь Трех вокзалов МЦД-2 и в будущем МЦД-4, этого явно недостаточно.

Проекты постройки дополнительно выхода существуют уже давно. По последнему варианту, он должен идти от уже используемого северного торца станции налево на эскалатор к вестибюлю перед платформой МЦД, а также иметь выход в подземный переход под Краснопрудной улицей и Комсомольской площадью.

Ранее планировали сделать более удачный выход из незадействованного южного торца, однако из-за постройки двух дополнительных путей для МЦД этот вариант уже будет сложно реализовать, так как в зоне работ теперь находятся опоры ж/д моста. Конкретных сроков начала работ нет.

4. Киевская

Кольцевая и Арбатско-Покровская линии

metro2.org
metro2.org

На этом крупном пересадочном узле, включающем 3 станции метро и ж/д вокзал, имеется всего 2 объединенных выхода на поверхность при том, что суммарно через все метростанции проходит до 150 тыс. чел. в сутки.

Один выход к площади Европы с 3 эскалаторами является общим для Кольцевой и Филевской линий, а также пересадкой между двумя станциями. Второй к пригородным поездам является общим для Кольцевой и Арбатско-Покровской линий и имеет 4 эскалатора на общем участке, которые работают с 1954 года и уже сильно изношены.

Однако закрыть наклон для замены эскалаторов никак невозможно, поскольку это приведет к коллапсу на двух глубоких Киевских.

В торце Киевской Синей ветки имеется задел под возможный выход на Большую Дорогомиловскую улицу в виде уходящих в никуда лестниц над путями. А из торца Киевской Кольцевой линии теоретически можно сделать выход в начало Украинского бульвара, но тут даже не разрабатывался никакой проект.

5. Павелецкая

Кольцевая линия

metro2.org
metro2.org

На этом пересадочном узле с проходимостью около 120 тыс. чел. в сутки находится самая долгая пешая пересадка в столичном метро - около 150 метров + лестницы, поэтому многие пассажиры делают переход по эскалаторам, используя единственный выход со станции в совмещенный вестибюль для радиальной и Кольцевой линий.

Кроме того, выход с Кольцевой линии находится на удалении от вокзала, дойти до которого можно лишь спустившись в длинный пешеходный переход под площадью, а ведь большинство приезжающих на вокзал пользуются именно Кольцевой линией, которая соединяет 7 из 10 столичных вокзалов.

В начале 2010-х был разработан проект второго выхода, который бы шел из глухого восточного торца в подземный торговый центр под Павелецкой площадью. Многострадальный ТРЦ "Павелецкая Плаза", много лет стоявший недостроем, в 2021 году все же открыли, благоустроив площадь, а вот со вторым выходом не сложилось. И, видимо, уже никогда не сложится.

👍 Подпишись, ставь лайк, комментируй, репость в соцсетях 👍