Найти тему

Материал для подготовки к заданию 2 ОГЭ (синтаксический анализ)

Оглавление

При подготовке учеников к ОГЭ такие объёмные задания, как № 2 и № 5, где нужно повторить огромное количество теории, предпочитаю давать по методу "есть слона по частям", поэтому дроблю теорию и задания из ОБЗ ФИПИ по темам и отрабатываю частями.

Этот материал посвящен обособленным членами предложения. Сначала даю теорию - не всё, что изучалось когда-то в 8 классе по теме, а только тот минимум, который понадобится для выполнения задания 2. После идёт практическая работа. Из 41-го задания с сайта ФИПИ я выбрала только те, которые касаются обособленных ЧП.

Теория

Обособленные члены – это второстепенные члены предложения, которые на письме выделяются знаками препинания, а в устной речи – интонацией.

Обособленные члены могут выделяться при помощи запятых или тире.

Не надо путать!

-3

Задания из ОБЗ ФИПИ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1. (3)Популяризируя новые маршруты, под иным углом показывая старые, он прокладывает путь своим соотечественникам.

Предложение 3 осложнено однородными обособленными обстоятельствами.

2. (1)Свечение, возникающее вследствие освещения вещества и быстро затухающее, называют флюоресценцией.

Предложение 1 осложнено однородными обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

3. (5)Горные породы часто содержат рассеянные органические примеси, дающие голубовато-белёсый фон; именно флюоресцентные «метки» помогают в поиске нефти.

Первая часть предложения 5 осложнена обособленным определением.

4. (1)Янтарь (окаменевшая смола хвойных деревьев), потёртый о шерсть, приобретает способность притягивать различные тела.

Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

5. (3)Они решают такие важные вопросы жизни и смерти, пользы и бесполезности человеческого существования, любви и долга, счастья и отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на их месте.

Вторая часть предложения 3 осложнена обособленным нераспространённым приложением.

6. (5)Читая произведения Достоевского, мы проникаемся состраданием.

Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

7. (1)Проводя научные исследования, Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике.

Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством.

8. (1)Волны, наблюдаемые в природе, могут переносить огромную энергию
и нередко являются причиной разрушений.

Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и однородными сказуемыми.

9. (3)Особенно страшные разрушения производят гигантские морские волны – цунами.

Предложение 3 осложнено обособленным приложением.

10. (1)Планета Земля неповторима, несмотря на то что существует множество других планет.

Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством.

11. (2)Уникальность Земли заключается прежде всего в том, что на ней живём мы, разумные люди, появление которых является вершиной эволюции.

Вторая часть предложения 2 осложнена обособленным приложением.

12. (4)Однако уникальность ртути исчезла в тот самый день, когда Маргарита Перé, ученица Марии Склодóвской-Кюри́ открыла новый элемент и назвала его в честь своей родины францием.

Вторая часть предложения 4 осложнена обособленным приложением.

13. (5)Плавясь при температуре 8 оС, франций устранил монополию ртути на право считаться единственным жидким металлом.

Предложение 5 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

14. (2)Тогда же, во время гражданской войны в США, состоялась и первая удачная атака подводной лодкой надводного корабля.

Предложение 2 осложнено уточняющим обстоятельством.

15. (3)А в начале XX века появились технологии, позволившие таким лодкам выходить в открытое море, погружаться на несколько часов под воду и из глубины наносить торпедные удары по кораблям, находящимся на поверхности.

Предложение 3 осложнено обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

16. (3)Грозные силы природы, приводя в движение прочнейшие скальные массивы, как разрушают их до основания, так и создают новые горы, впадины, ущелья и долины.

Предложение 3 осложнено обособленным обстоятельством, однородными сказуемыми и однородными дополнениями.

17. (1)Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны.

Предложение 1 содержит сравнительный оборот.

18. (2)Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам.

Первая часть предложения 2 осложнена обособленным определением.

19. (3)Звучат работающие машины, движущийся транспорт.

Предложение 3 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

20. (1)Коррозия – это разрушение металлов, вызываемое химическими или электрическими процессами.

Предложение 1 осложнено обособленным определением.

21. (1)Великие физические открытия XX века стали возможны благодаря применению научного метода познания природы.

Предложение 1 осложнено обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом

22. (2)Этот ген отвечает за продукцию одного из ферментов печени, помогающих обезвреживать опасные для человека химические соединения.

Предложение 2 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Файл для распечатки и ответы к заданиям вы можете скачать здесь.

Задания такого же формата по другим темам из задания 2 (грамматическая основа, двусоставные и односоставные предложения, ОЧП, вводные слова, простые и сложные предложения) можно приобрести целым комплектом здесь.

Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" и в группе ВК.