Познавательные экскурсии стали неотъемлемой частью учебно-воспитательной системы нашего образовательного учреждения. Именно этот метод на практике знакомит молодое поколение с природным наследием, историей и культурой родного края, развивает в детях эстетические чувства, любовь к родине, отзывчивость к высшим интересам духовности и нравственности.
Когда одна из участниц объединения «Туристы» на экскурсии в музее «Вега» увидела фото своего деда, изумлению и восторга не было предела. Как, известный технолог? На фото, датированным 1982 годом, он принимает делегацию из Чехословакии, демонстрирует последние модели Бердского радиозавода.
И посыпалось: «Ой, а вот и моя бабушка! На Доске Почёта мой дядя»
Так наша запланированная экскурсия стала мощнейшим воспитательным средством, которое побудило к изучению истории семей, интереса к личностям бабушек и дедушек, к событиям по развитию и становления города Бердска, истории завода.
Природа, родители, родственники, Родина, народ - не случайно однокоренные слова.
Реально заставить переживать и осознавать чувства привязанности к своей родной земле у ребят можно благодаря экскурсии, в которой они принимали бы активное участие: совершали походы по памятным местам родного края, встречались с людьми, совершившие боевые и трудовые подвиги.
В этом году кружковцы побывали очно в деревне Алексеевка Новосибирского района на программах: «Эх, путь-дорожка, фронтовая», «Баллада о казаках», «Вяземский пряник», «Погружение в старину», «Старинный Томск (2 дня)».
Совершили виртуальные экскурсии в Ордынский район, Михаило-Архангельский мужской монастырь, село Козиху с изучением обрядов и традиций Ордынского района, в Колыванский район в деревню Юрт-Ола к Чатским татарам, Сузунский район - история Монетного двора, в Тобольск - столицу бывшей Сибирской губернии.
В музей истории Бердского радиозавода, музей природы СЮН, музей Бирюкова, Интегральный музей Советского района.
Участие в экскурсии, если они отличаются высокой содержательностью и красочностью, вызывает у кружковцев чувство восхищения, стремления подражать высокому примеру, достойным людям.
Многие ребята после экскурсии написали отзывы, сочинения. Вот лишь некоторые из них.
Воспоминания бабушки.
Радиозавод был самым крупным предприятием в городе Бердске. На нём трудилось 12000 рабочих. На заводе пускали только по пропускам. На нём было много цехов, например штамповочный, покрасочный, сборочный. Выпускали магнитолы, радиоприёмники, лазерные проигрыватели.
На заводе была большая столовая. Завод имел свою больницу, медсанчасть, пионерский лагерь имени Володи Дубинина (там отдыхала моя мама).
Моя бабушка работала сначала в отделе труда и зарплаты, потом главным бухгалтером столовой. Иногда ей приходилось работать в сборочном цехе. Там её обязывали помогать по сборке магнитол. По конвейеру двигались платы. Нужно было успеть вставить детали в нужные места. Работа очень сложная. У моей бабушки хорошие воспоминания о Производственном объединении «Вега».
Вика Ребешкина
Как-то раз я с классом пошла в музей «Вега».
Нам рассказывали про завод, про его продукцию, про разные радиоприёмники и проигрыватели, в которые нужно вставит пластинку или кассету, или диск. Но мне больше всего запомнилась история, как сто радиоприёмников упаковали в решётчатый деревянный ящик и отправили в Киев. А в пути половина разбилась, поломалась. Но даже те, что поломались, пригодились. Они вернулись на завод и служили учебным пособием. Всю радиоаппаратуру Бердский завод поставлял во все страны, континенты, кроме Антарктиды. Я запомнила даже названия радиоприёмников: «Рекорд», «Байкал», «Арктур». А завод «Вега» был назван в честь самой яркой звезды. Потому что завод был как звезда на сибирском небосклоне. Про него знали все в стране, а многие и за рубежом.
Ещё мы выполняли задания. Все разбились на четыре команды. В первом раунде нам нужно было взять только те детали, из которых составляли определённые радиоприёмники. Когда все команды были готовы, стали проверять. У нашей команды не хватило некоторых деталей. А ещё нам в этом раунде рассказали, что можно было подключить радиоприёмник с помощью батареек.
Во втором раунде нам нужно было собрать пазл с определённой моделью. А когда мы это сделали, то получили задание найти такую же модель в музее! Все разбежались на поиски, а мы нашли самые первые! Мы получили за этот раунд десять баллов.
В третьем раунде нашему капитану дали кассету, и нам необходимо было найти соответствующий к этой кассете проигрыватель. Это было очень увлекательно. А в четвёртом туре нужно было не только найти проигрыватель по картинке на полках музея, но и рассказать о нём. Но мы выполнили и это, потому что у нас был замечательный экскурсовод, Нина Ивановна. И мы, с её помощью многое узнали и даже влюбились в историю завода, и решили бабушек и дедушек расспросить. И каково же было наше с сестрой изумление, когда мы узнали, что наша бабушка долгое время работала на заводе чертёжницей. И у неё много грамот, благодарностей. И ещё она ветеран труда. Мы с сестрой решили выпустить газету-проект про историю Бердского радиозавода, а главная героиня этого проекта будет наша бабушка.
Васеха Алёна
Многочисленные вопросы возникли у ребят после экскурсии в музей «Вега». Если Бердск стал городом отчасти благодаря заводу, то как и когда появился соседний Академгородок? А связан ли он с Бердским заводом?
У ребят расширилось познавательное поле, им стала интересна любая географическая точка на карте нашей области, появилось чувство гордости не только за наш край, но и за то, что мы зовёмся сибиряками.
Именно следуя траектории вопросов, которые задавали ребята, мы выбрали поездку в Интегральный музей Академгородка. Выбор был не случайный. Организатор музея, Анастасия Безносова-Близнюк является внучкой одного из основателей Академгородка, который в своё время был приглашён работать в нашем крае академиком Лаврентьевым.
Этот музей особенный, он располагается в однокомнатной квартире, где когда-то жила семья одного из учёных. Полностью сохранён интерьер, быт времён 60-х, когда в Советском районе существовала особая атмосфера. Дети сразу прониклись этой атмосферой. Они узнали не только историю создания этого научного комплекса, но и поняли насколько важную роль в любом открытии, истории играют, казалось-бы обычные люди.
И на сегодняшний день, когда очень мало уделяется вниманию личностным примерам в биографии людей, эта поездка стала удивительным открытием.
Ребята с упоением рассматривали старые фотографии, поражались смелости молодых учёных, их энтузиазму. Узнали, что для великих открытий не столь важны условия, сколько мотивация. Желание познавать. Пример академика Михаила Лаврентьева, который исследовал волны цунами в обычной сибирской луже, показал ребятам, что условия для любого открытия можно создавать самим.
Всплеск к интеллектуальным турнирам, решению олимпиадных задач возник у ребят именно после этой поездки.
Уже через месяц после упорных тренировок Бондарь Ксения набрала большее количество баллов в городском интеллектуальном турнире среди третьеклассников. Говорит, что готовиться её вдохновил Интегральный музей. Такое яркое последействие в самый казалось бы обычный музей.
Интегральный музей называют еще «трогательным» музеем. Ребята писали в ученических тетрадях старого образца перьевыми ручками, повязывали друг другу пионерские галстуки, взвешивали продукты на механических весах, печатали на старых машинках.
И так, именно через старые предметы обихода, невостребованных ныне предметов знакомились дети с историей не только края, но и целой страны.
В момент, когда дети за круглым столом под старым абажуром читали подлинные фронтовые письма, свёрнутые в треугольники, у многих детей навернулись слёзы. Именно такой эмоциональный отклик позволяет говорить о том, что дети, даже столкнувшись с равнодушием других, противозаконным, выберут верный путь своего развития. Поэтому, не следует умалять значимость экскурсии в музей любой направленности.
Посещение музеев даёт не только богатейшую информацию, но и учит сопереживать, вникать в детали, уточнять интересующие факты у самих экскурсоводов. У многих детей без назиданий, нравоучений появляется заинтересованность в изучении различных школьных предметов, чтении биографии великих людей, появляются кумиры среди учёных, простых рабочих, людей достигших высот именно своим трудом, самоотверженностью. И такие понятия после экскурсионных поездок у детей уже не пустой звук. Эти понятия уже соотносятся с конкретными людьми, с определёнными событиями. Вот некоторые письменные впечатления ребят от экскурсии в Интегральный музей.
А вы знали, что музеи бывают в квартирах? Я тоже нет. Это уникальный музей. Меня удивило, что его хозяева в нём живут. Они очень добрые и собирают старые вещи. Про это в городке все знают, и всегда сообщают, если находят интересные вещи, даже на мусорке.
Вот так и произошёл удивительный случай. Нашим экскурсоводам кто-то крикнул в окошко, что на ближайшей мусорке старинный чемодан валяется. Хозяева музея, конечно, бегом туда. Они открыли чемодан и не поверили своим глазам. В этом чемодане лежало ровно двести фронтовых писем.
Нам рассказали грустную историю. Один совсем ещё мальчишка ушёл на фронт. Успел написать письмо папе, а через два дня погиб.
Ещё мы видели шкатулку, которую держал в своих руках Александр Сергеевич Пушкин. Эта шкатулка передавалась из поколения в поколения и оказалась в семье учёного, который с Лаврентьевым приехал осваивать сибирские земли. Позже эту шкатулку подарили в музей, как реликвию. Самое интересное, что в этой шкатулке есть маленькое яйцо, а в яйце лежит малюсенький человечек. У этого человечка двигаются ручки и ножки. И это мне показалось нереальным. А Оксана Васильевна сказала, что это делал уникальный мастер. И обещала нам рассказать про блоху, которую подковали русские мастера.
Ещё нам показывали подсвечник, который был в последней царской семье. И мы даже все вместе, держась за этот подсвечник, загадали желание под абажуром
Мы даже звонили по дисковому телефону, меня удивило, что он до сих пор рабочий. Ещё можно было примерить фату, которую носили очень давно. Мы видели школьный портфель. В нём были счёты, учебники. А ещё была записная книжка. В ней записывали имена тех, с кем танцевали на балу. А ещё в этих книжках писали стихи на память. Мы после поездки тоже завели записные книжки, стали записывать музеи, куда ездим, интересные факты, маленькие стихи и пожелания.
Ещё нам показали первую модель телевизора. С ним была связана история. Одна женщина, тоже учёный, узнала, что она племянница человека, который придумал телевизор. На тот момент она была уже пожилая, и она решила подарить одну из первых моделей телевизора музею. Чтобы смотреть этот телевизор, нужно прикладывать линзу. Мы всё это видели по-настоящему!
А однажды наши работники музея нашли на свалке два фарфоровых изделия. Как оказалось, они старинные. И при оценке оказалось, что одна из них стоит как минимум тридцать тысяч, а другая и вовсе пятьдесят. И я сделала вывод, что не надо выкидывать старые вещи, а наоборот, надо собирать и изучать их. И это интересно!
Мне очень понравился музей. Ещё его называют «трогательным» Я бы хотела сюда ни раз вернуться. Я ещё не всё успела потрогать.
Новокшанова Милана
Радует, что дети с нетерпением ждут следующих занятий-поездок. Родители детей из объединений «Туристы» отмечают, что именно наши занятия позволяют детям сориентироваться в непростом отношении к известным личностям из « Тик-тока». Дети уже понимают разницу между мнимыми героями и подлинными. И меняют отношение ко многим вещам, меняют даже взгляды. Хотя, конечно, остаются, по-прежнему современными детьми.
Одним из важнейших условий самоопределения в профессии также являются наши экскурсии. Понять, что тебя интересует, что нравится, чем хочется заниматься -всё это не просто.
Так, поездка в «Русскую избу» на программу «Вяземский пряник» показала, что несмотря на изобилие сладостей в магазинах, многие ребята предпочитают домашнюю выпечку, кондитерские сладости семейного приготовления.
Каково же было изумление детей, что обычный пряник имеет многовековую историю, и что на каждое событие на Руси выпекался особый пряник. И существовали целые кондитерские поколения в Росси, некоторые из них вышли из крепостных крестьян. И уважение к этим кондитерским династиям оказывали царские фамилии.
Ребята сами на программе замешивали тесто, узнавали секреты русских кондитеров, выбирали специальные формы, закладывали свои заготовки в русскую печь.
Детей удивил и ритуал чаепития. Ребята познакомились с традицией собираться за вечерним самоваром всей семьёй, рассказывать новости, истории, читать книги. К. сожалению, во многих семьях утерян обычай семейного чаепития. Музей живой старины в Алексеевской слободе вновь для многих семей наших кружковцев оживил эту традицию.
Для детей это было и погружение в историю «столования» и значимости угощения. И даже была затронута тема благодарности.
Одним из итогов этой поездки стало то, что на поздравление друг другу дети стали дарить именные пряники. Как рассказывают родители, и тесто сами замешивают, и выпекают, и украшают.
Калита Таисия на классный час «Новый год шагает по планете» испекла на весь класс печенье и разукрасила «волшебной» глазурью. Вика Ребешкина для своей сценки «Рождественский пирог» испекла этот пирог сама. Угостила не только артистов, но и всех преподавателей, которые работают в нашем классе. А в воспитании, как отмечал великий педагог Ушинский - «Мелочей не бывает».
Экскурсии играют огромную воспитательную роль в становлении личности ребёнка.[1] Экскурсионные поездки позволяют стать непосредственными участниками тех или иных событий, почувствовать к «чему лежит душа», в каком направлении двигаться в поисках реализации своих интересов, задумок, дают шаблон в выполнении различных проектов.
После программы «Пряники» четверо ребят твёрдо заявили, что будут кулинарами, а один третьеклассник заявил, что у него «гора с плеч упала». Он очень стеснялся рассказывать, что любит с мамой стряпать, а теперь этим гордится.
Так, невзначай, наши поездки ещё и уверенность в себе дают, показывают, что самодостаточность, это и есть индивидуальность, самобытность. И бояться, стесняться этого не стоит. У детей появляется разумная раскрепощённость, умение держаться в обществе, появляются навыки грамотного коммуницирования.
И следующая поездка в Алексеевскую слободу на программу «Погружение в старину» показала, что дети нашего объединения могут преодолевать посильные трудности и испытывать от преодоления удовольствие. А как отмечают современные психологи, для детей в нашей «ковидной реальности» это значимый результат. Именно посильные трудности и ведут к социальному взрослению, жизненной стойкости и что не маловажно сохранению психического и физического здоровья.
Программа была рассчитана на восемь часов. И наши дети с удовольствием преодолевали все трудности: и дрова пилили, и зерно молотили, и капусту квасили, обед сами себе готовили, самовар раздували.
А ещё внимательно слушали «хозяюшек-экскурсоводов». Мастер по ткачеству отметила внимательность и упорство детей. Даже те, у кого получалось не сразу, не бросали дела. А со второй, третьей попытки получалось у всех. С собой мы увезли не только хорошее настроение, но и знание как устроена русская изба, что такое завалинка, из каких пород дерева строили избы, как сено заготавливают, на ходулях походили. А ещё и самотканый половичок с собой забрали, он теперь в классном уголке красуется, и каждый из ребят узнаёт свою собственную вытканную полоску.
Пешие переходы, слушание стоя экскурсоводов, работа на мастер-классах, передвижение на общественном транспорте – всё это наглядно показало ребятам насколько важна физическая выносливость, тренировка не только ума, но и тела. Если раньше родителям приходилось уговаривать посещать те или иные спортивные секции, то с приходом в объединение «Туристы» дети самостоятельно сделали выбор в пользу спортивных тренировок.
Традицией стало для кружковцев и коллективное посещение бассейна «Кристалл», и походы в лес, катание на лыжах, плюшках.
А в начале учебного года 25 человек приняли участие в сдачи норм ГТО. И если старшим ребятам процедура сдачи была знакома, то младшим ребятам пришлось нелегко. Многие с трудом преодолевали последние метры на беговой дорожке, были и слёзы, но все дошли до конца, с дистанции не сошёл никто.
Огромную роль в формировании стойкости сыграли такие экскурсии как: «Два фронта - одна Победа!», «Эх, путь-дорожка фронтовая!», «Баллада о казаках», «Томский острог».
Ребята впервые услышали о подвигах сибиряков-панфиловцев, о Дмитрии Карбышеве.
Поразил детей и тот факт, что дети в пять лет уже и на коне сидеть умели, и все работы наравне со взрослыми по дому, в поле выполняли.
Такие знания, полученные через эмоционально пережитый опыт, воодушевляют ребят, помогают взрослению, учат брать ответственность за родителей, братьев, сестёр, а в целом и за будущую историю страны.
Поэтому не случайно президент России Владимир Путин поручил рекомендовать органам государственной власти обеспечить поддержку школьного познавательного туризма, подготовив новые соответствующие программы и документы до 1 марта 2022 г.[2]
А объединение «Туристы» разрабатывает новые маршруты, поездки. Уже идёт подготовка к путешествию в старинный город России Кунгур.
[1] https://scooltravel.ru/znachenie-shkolnih-ekskursii
[2] https://rg.ru/2021/09/27/putin-poruchil-razvivat-v-regionah-shkolnyj-turizm.html