Найти тему

Живопись и литература. Как литература вдохновила на создание живописных шедевров?

Культура - всеобъемлющая вещь, которая состоит из разных видов искусств, тесно переплетающихся. Одними из самых ярких примеров, конечно, являются случаи, когда живопись и литература идут бок о бок, художники вдохновляют писателей и наоборот.

1. М. Ю. Лермонтов “Демон”

Классический, можно сказать хрестоматийный случай. Знаменитое произведение Лермонтова стало вдохновением для не менее знаменитой серии картин Врубеля, однако художник не просто иллюстрирует поэму, а создает свое произведение, но языком живописи. Демонические мотивы являются центральными в творчестве обоих мастеров. Написано не одно исследование, связанное с общностью судеб творцов и причинами, почему они избрали тему падшего ангела центральной для своего творчества. Ни для кого не секрет, что жизни Лермонтова и Врубеля были полны тягот, тяжелых, больных состояний (Врубель даже лечился в психиатрической больнице), что приводит исследователей к мысли о конгениальности творцов и единстве их философий и образа мыслей.

2. А.С. Пушкин “Сказка о царе Салтане”

Продолжая разговор о Врубеле, нельзя не вспомнить о его знаменитой “Царевне Лебеди”, украсившей обложки многих изданий Пушкина и ставшей классической иллюстрацией к его “Сказке о царе Салтане”. Девушка, изображенная на картине, совмещает в себе черты жены и дочери когда-то любимой женщины художника. Несмотря на то, что картина часто ассоциируется с оперой Н.А. Римского-Корсакова, оформителем которой был сам Врубель и где играла его жена, Царевна-Лебедь с картины очень слабо может отождествляться с очаровательным образом из пушкинской сказки. Полотно является произведением символизма, а изображенная на нем девушка, наделенная, опять-таки, демоническими чертами, становится олицетворением тьмы и света, вдохновением, способным вознести душу в небеса.

3. Д. Браун “Код да Винчи”

Не только художники иллюстрируют произведения писателей на своих картинах. Порой происходит наоборот: полотна вплетаются в ткань сюжета и становятся неотъемлемой их частью. Так произошло, например, в романе Дэна Брауна “Код да Винчи”, где одним из главных символов является “Мона Лиза” Да Винчи. Картина упоминается уже в самом начале, и ее пристальный анализ помогает героям в решениях загадок. Кстати, “Мона Лиза” - не единственная картина, упоминаемая в романе. Писатель обращается и к “Витрувианскому человеку”, и к “Тайной вечере”, мастерски вплетая мифы о знаменитых творениях автора в свое произведение.

4. Донна Тартт “Щегол”

Еще один пример отражения живописи в современной литературе. “Щегол” - реально существующая картина Карела Фабрициуса, написанная в 1654 году с использованием технического приема обманки. “Обманка” состоит в том, что часть картины будто выделяется и приобретает реальный объем, из-за чего кажется, что она не нарисована. Именно “Щегол” является ключевым символом в романе писательницы. Хоть события, описываемые в книге, вымышлены, связь главного героя и художника укрепляется благодаря картине. Так главный герой Тео Декер становится птицей, попавшей в ловушку с цепочкой на лапке и собственной тюрьмой в виде маленького домика.