Найти в Дзене

Описание товарного знака: образец заполнения заявки

Оглавление

Для регистрации своего бренда нужно оформить и направить заявку в «Роспатент». По правилам патентного ведомства, документы заявки должны включать не только изображение товарного знака, но и его подробное словесное описание. Для чего оно нужно и как его правильно составить – рассказываем в этой статье.

Источник: unsplash.com
Источник: unsplash.com

Для чего нужно описание

Заявка на регистрацию товарного знака состоит из 3 листов, на которых необходимо предоставить сведения о правообладателе, о товарах или услугах, для которых будет использоваться знак, о дате начала правовой охраны и другие данные. На первом листе заявки приводится изображение самого обозначения (даже если оно состоит только из слова и выполнено стандартным шрифтом) и его описание.

Если описание не помещается в поле (571) непосредственно в заявке, то его можно оформить в виде приложения.

Пример первого листа заявки на товарный знак и поля, где приводится описание товарного знака
Пример первого листа заявки на товарный знак и поля, где приводится описание товарного знака

Хотя отсутствие описания не является основанием для отказа в приемке заявки, экспертиза «Роспатента» все равно направит запрос на предоставление этого документа. Такая переписка затягивает процесс регистрации, так как рассмотрение ответных писем регламентируется дополнительным сроком 2 недели.

Описание товарного знака необходимо прикладывать в следующих целях:

  • Для прояснения существа обозначения во время его регистрации. Оценка экспертизы всегда имеет некоторую долю субъективности. Чтобы специалист «Роспатента» смог однозначно истолковать смысл, заложенный в товарном знаке, нужно привести его подробное толкование, особенно если графический знак представляет собой сложную композицию.
  • При возникновении спорных ситуаций, в том числе судебных споров, описание будет использоваться для сравнительного анализа зарегистрированного знака и спорного обозначения, которое похоже на него.

Как составляется описание товарного знака

Основные правила оформления описания заключаются в следующем:

  • привести способ словообразования для товарных знаков, включающих слова, а также транслитерацию на русский язык, если надпись выполнена на иностранном языке;
  • перечислить все элементы товарного знака, их взаимное расположение;
  • указать смысл графических или словесных составляющих;
  • описать применяемые шрифты (стандартный шрифт или нет, стилизация букв);
  • указать тип товарного знака.

Примеры описания

Ниже приведены в качестве примеров несколько товарных знаков, которые зарегистрированы в патентном бюро «Ezybrand».

Товарный знак № 669842 «МАЛЫЕ КОРЕЛЫ».
Товарный знак № 669842 «МАЛЫЕ КОРЕЛЫ».

Описание: Заявляемое комбинированное обозначение состоит из словесного элемента «МАЛЫЕ КОРЕЛЫ», выполненного буквами кириллического алфавита в две строки, причем буква «Л» в слове «МАЛЫЕ» стилизована под изображение ветряной мельницы с четырьмя лопастями; под обозначением расположен неохраняемый словесный элемент «Музей деревянного зодчества», выполненный буквами кириллического алфавита меньшим размером.

Цветовое сочетание: Светло-коричневый, темно-коричневый, белый.

Указание, относящееся к виду знака: комбинированный знак.

Товарный знак № 713797
Товарный знак № 713797

Описание: Заявляемое комбинированное обозначение представляет собой стилизованное под оригами изображение счастливого носорога в профиль, повернутого влево мордочкой. Под изображением расположен фантазийный словесный элемент «JoYkO» (транслитерация «джойко»), выполненный в оригинальном шрифтовом исполнении буквами латинского алфавита, причем каждая вторая буква в слове – прописная.

Цвет: белый, черный, светло-серый, серый, темно-серый, голубой, салатовый, красный, желтый, сиреневый.

Вид знака: комбинированный.

Товарный знак № 698233
Товарный знак № 698233

Описание: Заявляется стилизованное изображение человеческой руки, как бы держащей два крупных листа дерева, заслоняющих друг друга.

Цвет: белый, темно-зеленый, зеленый, салатовый.

Вид знака: изобразительный.

Что еще нужно учесть

Кроме оформления словесного описания, в заявке должны быть указаны следующие сведения:

  • Для цветных товарных знаков (словесных и изобразительных) нужно перечислить основные цвета, используемые в обозначении. Они приводятся в поле (591) на первом листе заявки внизу.
  • На втором листе нужно отметить тип товарного знака. Если он включает только символы или слова, то это словесный знак. Если есть только графические элементы, то такой знак относится к изобразительным. Сочетание графики и символов определяет комбинированный тип товарного знака. Это наиболее распространенные виды торговых марок.
  • В поле (526) должны быть указаны неохраняемые элементы товарного знака. К ним относятся такие символы, слова и изображения, которым не предоставляется правовая охрана. Если пренебречь этим требованием, то «Роспатент» откажет в регистрации товарного знака.
Фрагмент второго листа заявки
Фрагмент второго листа заявки

Что такое неохраняемые элементы

Основное назначение товарного знака – это различать разных производителей, которые работают в одном и том же сегменте рынка. Соответственно, есть такие слова и изображения, которые не обладают различительной способностью. Они должны быть указаны в заявке как неохраняемые, то есть и другие производители должны иметь возможность свободно их использовать.

Есть еще одно требование «Роспатента» к таким элементам: они не должны занимать доминирующее положение в товарном знаке и привлекать основное внимание потребителя.

Поясним на примерах, какие элементы относятся к неохраняемым.

-7

Товарный знак № 425145 "Транстелеком":

  • «компания» – это общепринятое слово, которое используется для указания на форму организации предприятия;
  • «ТМ» – за рубежом эта аббревиатура означает «trade mark» и информирует участников рынка о том, что заявка на товарный знак подана в местное патентное ведомство, но бренд еще не получил государственную охрану. Это тоже общеупотребимое сокращение.
-8

Товарный знак № 257480, "Шорли"

В этом товарном знаке неохраняемыми являются все слова:

  • «55% яблочного сока», «без сахара» – эти словесные элементы описывают состав самого товара;
  • «Кисловодскъ» – место производства товара;
  • «0,75 л» – объем, масса и другие характеристики являются общеупотребимыми;
  • «Шорли» – тип негазированного напитка;
  • «фруктовый напиток на основе натуральной минеральной воды и яблочного сока» – характеристики самого товара;
  • изображение яблока – натуралистичные изображения продукта или сырья относятся к неохраняемым элементам.

Если же общеупотребимое слово не описывает сам товар или время, место, технологию изготовления, то оно охраняется. Например, нельзя зарегистрировать бренд «Ice» для мороженого (30 класс по международному классификатору товаров и услуг), но для игрушек или одежды он не является описательным.

Чтобы оценить возможность регистрации товарного знака в «Роспатенте», нужно провести его полную проверку. Анализ бренда на соответствие требованиям законодательства можно сделать при помощи патентных поверенных, которые специализируются на защите интеллектуальной собственности.

Еще статьи, которые могут быть для вас полезны:

Как самостоятельно зарегистрировать свой бренд в 2022 году

Оформление описания для всех видов товарных знаков, включая нетрадиционные

Неохраняемые элементы товарного знака

Бесплатная проверка и регистрация товарного знака в патентном бюро

По каким причинам «Роспатент» может отказать в регистрации товарного знака