Найти тему

«Дикая девочка: Записки Неда Джайлса, 1932» Джим Фергюс. Я люблю тот любовный сон, который я раз видел, люблю тебя и вот этот кусок земли.

«Когда приблизится конец Земли, все воды начнут высыхать. Долгое-долгое время не будет дождя. Останутся только три источника. На всех трех построят запруды, а люди придут и начнут сражаться за воду. Вот так большинство перебьет друг друга.

Когда затем наступит новый мир, белые люди станут индейцами, а индейцы-белыми.»

Морис Оплер «Конец света. Мифы и сказания апачей чиуауа»

«Дикая девочка: Записки Неда Джайлса, 1932» - это книга американского писателя Джима Фергюса. Аннотация к произведению звучит интригующе: «Это грандиозная кинематографическая сага, вдохновленная событиями, произошедшими в Сьерра-Мадре, описывает американский Запад эпохи Великой депрессии, раскрашивая повествование множеством незабываемых персонажей на фоне удивительных ландшафтов, и раскрывает некоторые суровые истины об американском присутствии на Западе.» Звучит увлекательно, правда? Думаю, настало время выяснить так ли это.

Произведение начинается и заканчивается в 1999 году. Данная манера повествования очень интригующая, т.к. сразу видно, каким мы находим главного героя в конце (спустя десятки лет) с момента основных событий. Посредством пролога мы узнаем, что Неду Джайлсу слегка за семьдесят, он дважды разведен и по виду не слишком здоров. Это в общих словах. Что касается внутреннего состояния героя, то мы видим раскаивающегося старика с потухшим взглядом, присутствующего на выставке, которая посвящена его работам «Маленькая ретроспективная выставка не слишком известного фотографа из Нью-Мексико Неда Джайлса, посвященная временам Депрессии». Среди множества фотографий автор целенаправленно обращает внимание читателей на фото девочки, лежащей в тюремной камере на полу. И сразу в голове промелькнул интерес, что же эта за девочка и как фотограф, в честь которого организована пусть и не большая, но все же выставка докатился до такого состояния. Пролог заканчивается достаточно печально, с образованием даже в скупом глазу слезы: «История девочки – только его история. Он оберегал ее в своем сердце, а больше там ничего и не было».

Далее повествование уносит нас в 1932 год и посредством записок в блокноте перед нами стартует калейдоскоп событий.

«За много лет я привык тщательно записывать в блокнот все, где я побывал, и все, что я делал. Такие записи люди ведут для самих себя, в моем случае- чтобы потом видеть, как развивался или, наоборот, отставал как фотограф.»

Ну и конечно сначала мы знакомимся не только с юным Недом, но и его родителями, но сразу скажу знакомство будет не долгим, так скажем через воспоминания 3-х месячной давности, т.к. тяжелые времена порождают тяжелые травмы. Если с мамой главного героя все понятно, она умерла в госпитале от болезни, то отец покончил с собой, так и не пережив главной потери своей жизни. Здесь еще на первый взгляд не зрелый Нед рассуждает вполне сухо и осмысленно. Очень интересные на мой взгляд слова произнесены из уст юного фотографа, в духе времен Великой депрессии:

«Я много думал о папе и понял, что всю жизнь он пытался походить на богачей, он предал политические взгляды своей семьи и свои рабочие корни, чтобы соответствовать образу успешного капиталиста- республиканца. Его собственный отец до самой смерти махал молотом, забивая бычков на чикагской бойне, чтобы его сын мог получить образование и начать свое дело, чтобы потом уже сын его сына отчищал его мозги от стенки в ванной комнате.»

Неду приходится спешно устраиваться на работу, в связи с этим от прекращает свое образование в пользу денег. Герой данного произведения рано сталкивается со всеми несправедливостями, касающимися рабочего класса.

«Кровь бросилась мне в лицо, но не от стыда, а от злости на богатых, чья власть дает им возможность походя калечить чужие жизни.»

«- Позавчера вы сказали, что я вам как сын.

- Нет, паренек, - с нажимом сказал тот, отодвинул кресло и поднялся. – Я сказал: почти как сын. Ты – всего- навсего служащий, которого выгнали.»

Но тут жизнь его меняется в тот момент, как он видит листовку «Большая экспедиция к Апачам. Ищете приключений? Присоединяйтесь к экспедиции в Нью-Мексико». Целью экспедиции является поиск семилетнего сына Фернандо Хуэрты, хозяина ранчо, похищенного индейцами-апачами в возрасте 3-х лет. За данное путешествие никто платить не собирается, но Нед на серьезных щах настроен получить должность фотографа экспедиции. Прибыв на место, он видит в большинстве своем кровожадных богатеев, либо сынков богатых богатеев, которые представляют себе экспедицию прогулкой на свежем воздухе.

«Уважаемые господа, если вы намереваетесь вскорости выступить против этих индейцев, для меня будет большой честью присоединиться к вам. Мне доводилось охотиться на крупных животных в Африке и в различных областях Америки, однако я уверен, что стрельба в апачей доставит мне больше острых ощущений, чем в любое животное, на которое я охотился прежде.»

«Мы набираем молодых людей из самых достойных семей Америки»

Да, но стоит задуматься: разве для того, чтобы убивать, так уж важна родовитость?

Но несомненно в этом месте будут так же посеяны семена дружбы, которые будут цвести в сердце Неда до последнего вздоха. Этими друзьями для него станут (как не смешно) феминистка и гей). Да, я всегда выступаю против фанатизма в литературе на тему феминизма и ЛГБТ, но! Здесь автор смог эти темы так красиво обыграть, особенно в отношении Толли (гей). Отсутствует пропаганда ЛГБТ. Эта сторона личности Толли преподносится с юмором и ненавязчиво.

«- Толли, заткнитесь, - предупредил его я. – Если бы вы не были педиком, я уже заехал бы вам по носу.»

«- Но честное слово, это одно из лучших определений, какие я когда- либо слышал. «Толли Филлипс хороший парень, только немножко пуф.»

Немного истории: Пуф- одна из интерпретации у англичан слова (понятия) гей.

В этой кинематографической саге мы увидим, как автор одним росчерком пера ставит в один ряд не сопоставимые по ценности вещи.

«Был вечер пятницы толпа на улице торговала всем чем угодно: едой, выпивкой, сексом, петушиными боями. Мелькали индейцы в ярких национальных костюмах, нищие, многие из них больные и увечные, бродили тощие собаки и беспризорные дети.»

Эта книга для меня, как для читателя стала большим приключением, в котором я познакомилась немного ближе с культурой и нравами апачей. Здесь раскрывается потрясающая любовная линия, основанная на доверии и традициях обоих народов, и что самое главное «без соплей». Но конечно, здесь присутствует жестокость, она буквально прячется за каждым деревом, читатель находится в напряжении всю вторую половину книги, так как не понятно, как поведут себя «дикари» в той или иной ситуации. Сказав дикари, я выделила это слово в кавычки не просто так. История не обманет, так как оперирует сухими фактами. А факты таковы: если колонизаторы приезжают в девственные места и встречают чистый, как лист бумаги разум людей, проживающих в данном регионе, они почему-то ставят крест, считая, что имеющиеся у них блага цивилизации, как-то выделяют их среди всех остальных. Но эти люди так же, как и мы пытаются выжить, дать потомство и жаждут знаний об окружающем их мире, как и люди из мегаполисов (даже если эти «мегаполисы» были в 1000 человек).

«Удивительно, не правда ли, насколько быстро цивилизованный человек отбрасывает ограничения, наложенные на него обществом, и возвращается к своей первобытной сути?»

«А вот наши христианские лицемеры не только не чувствуют своего греха, но и имеют наглость, возвратившись в столовые и курительные своих клубов, хвастать, что солдаты нашли и разгромили еще одну деревню с невинными женщинами и детьми. Вот для этих людей, я твердо надеюсь, и существует ад, о котором говорил Джозеф.»

Хотелось бы отдельно поговорить об исторической достоверности этой книги. Книга, к моему сожалению, большей частью представляет собой художественное произведение. Да, в ней присутствуют несколько за уши притянутые факты. Например, организованная Большая экспедиция к апачам была собрана в Дугласе, штат Аризона, но под названием «Экспедиция к апачам Фимбреса». И да, целью было спасение сына мексиканского ранчеро. Но экспедицию отменили, и она даже не успела пересечь границу.

Но так ли важен исторический подтекст, если книга настолько хороша. Для меня это произведение стало открытием года, поэтому я ставлю 10/10, так нажать на другую оценку у меня даже не поднимется рука. Если Вы не читали книгу Джима Фергюса «Дикая девочка: Записки Неда Джайлса, 1932», то считаю самое время побросать все свои дела и погрузиться в невероятно созданный автором мир диких апачей и колоритных белоглазых.

«Да и в конце концов, разве под силу белоглазому глубоко проникнуть в образ жизни и историческую память коренных американцев, не говоря уж о том, чтобы правдиво описать их?»

Если понравилась статья, то ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал! Со мной всегда есть ЧТО прочесть!