Всем привет! Девятнадцатый день осени подтолкнул меня написать о музыкальном коллективе, миновать который, если ты внимательно исследуешь рок-музыку шестидесятых, означает – себя не уважать.
Сегодня в закромах канала ЮРИЙ КИСЛОВ уже более двухсот рок-групп из этой славной эпохи. Загляните в КАТАЛОГ, который я создал для вашего удобства, чтобы вы не мучали колесико мышки и не стирали экраны ваших мобильников, скользя вниз по уже написанному. Там всё по алфавиту и по порядку. Ссылки и т.д:
Ну, а теперь к главной теме сегодняшнего поста. Имя ему – THE VENTURES, что по-русски, да и вы сами догадались, означает «авантюристы».
Сразу же сообщу, для тех, кто не знает: группа сугубо инструментальная. А теперь о её рекордах и заслугах:
* В 2008 году она занесена в Зал славы рок-н-ролла
* THE VENTURES продали более 150 000 000 пластинок
* Они оказали колоссальное влияние на развитие музыки, включая рок-музыку, во всем мире
* Нет музыкальных стилей, в которых бы THE VENTURES экспериментировали
* Они имеют почетное звание «The Band that Launched a Thousand Bands», т.е. «Группа, которая положила начало тысячам групп»
* THE VENTURES выпустил, в общей сложности, около 150 полнометражных альбомов, включая студийники, концертники и сборники! Цифра потрясает. В шестидесятых они выпускали по шесть альбомов в год. За всю историю группы 40 из них побывали в американских чартах, а 17 прорвались в Топ 40
* Еще в 1962 году они впервые использовали спецэффекты, в частности педаль гитариста fuzz.
Можно перечислять еще много достоинств этой команды, и к некоторым я еще вернусь в этом материале, но сейчас, чтобы не рассеивать вашего внимания в дальнейшем, я размещу здесь составы THE VENTURES в разные времена:
ДЕЙСТВУЮЩИЕ УЧАСТНИКИ:
Боб Сполдинг – соло-гитара, бас-гитара, ритм–гитара (2005-настоящее время; студийный и концертный гость 1980-2005)
Леон Тейлор – ударные (1996–настоящее время)
Иэн Сполдинг – ритм-гитара, бас-гитара (2016–настоящее время)
Люк Гриффин – бас–гитара, гитара (2017-настоящее время)
БЫВШИЕ УЧАСТНИКИ:
Дон Уилсон – гитара (1958-2015; умер в 2022)
Боб Богл – бас-гитара, соло-гитара (1958-2005; умер в 2009)
Джордж Т. Бэббит – ударные (1959-1960)
Ноки Эдвардс – соло-гитара, бас-гитара (1960-1968, 1972-1985; в качестве гостя 1999-2016; умер в 2018)
Хоуи Джонсон – ударные (1960-1962; умер в 1988)
Скип Мур (1960) – ударные
Мел Тейлор – ударные (1962-1973, 1979-1996; умер в 1996)
Джерри Макги – гитара (1968-1972, 1985-2017; умер в 2019)
Джон Даррилл – клавишные (1968-1972)
Сэнди Ли Горницки – клавишные (1968)
Джо Бариле – ударные (1973-1979)
Дэйв Карр – клавишные (1973-1974)
Джей Ди Хоаг - гитара 1981-1982)
А теперь несколько очевидных для любого меломана мыслей… В основе любого хита, да и вообще любого стОящего музыкального произведения, лежит, как известно, мелодия. Или хотя бы гармония, напоминающая мелодию. Или, в крайнем случае нечто, напоминающее гармонию.
Так вот, THE VENTURES за свою многолетнюю историю, выдавали одну мелодию за другой, демонстрируя великолепную технику исполнения, и смело вторгаясь в пределы сёрфа, кантри, твиста, попа, латино, рэгги, психоделии и прогрессива, ритм-энд-блюза, рок-н-ролла, фолка… Уф… Я устал перечислять. ОНИ играли в десятках стилей, и каждый раз качественно, заглядывая часто далеко вперед, за музыкальные горизонты.
Их нужно оценивать, зная и понимая атмосферу шестидесятых. Вот далеко неполный перечень очень больших музыкантов и рок-групп, на которых они оказали свое влияние, и которые не единожды в этом признавались: THE BEACH BOYS, BLONDIE, THE KINKS, Джон Фогерти из CREEDENCE CLEARWATER REVIVAL, Джон Энтсвил и Кит Мун из THE WHO, Роджер Гловер из DEEP PURPLE, Джордж Харрисон из THE BEATLES, Элтон Джон, Брайан Мэй из QUEEN, Робби Кригер из THE DOORS, Марк Нопфлер из DIRE STRAITS, Билли Джоэл, Джимми Пейдж из LED ZEPPELIN, Джин Симмонс из KISS…
Повторюсь – это далеко не полный перечень их почитателей, учеников и обожателей.
А теперь перенесемся в 1958 (!!!) год. Именно в этом году гитаристы Дон Уилсон и Боб Богл организовали в портовом городке Такома группу THE IMPACTS. Оба, между прочим, были обыкновенными строителями.
Свои первые гитары они купили в ломбарде (по 10 долларов каждая). А играли постоянно, особенно в начале шестидесятых, на разных версиях моделей «Fender»: в ранних альбомах группы этот характерный звук прослеживается довольно четко.
В 1963 году их «перехватила» фирма «Mosrite», которая стала выпускать гитары именной модели с маркировкой именной модели «The Ventures» на грифе. Но я отвлекся…
Они раскатывали по разным клубам в пределах родного штата Вашингтон, не особо напрягаясь отсутствием ритм-секции. Каким-то образом они записали свою первую демо-запись, отослав её в лейбл "Dolton". На фирму звукозаписи всё это дело не произвело никакого впечатления. Парни не растерялись (вот что означает целеустремленность!), и зарегистрировали свой собственный лейбл "Blue Horizon". По всей вероятности, этому поспособствовал отец Уилсона, который был дилером по продаже подержанных авто.
В 1959 году матушка Уилсона предложила назвать группу THE VENTURES. Парни согласились.
Вскоре в команду появился бас-гитарист Ноки Эдвардс и барабанщик Скип Мур. Первый сингл с названием "Cookies And Coke", провалился. И был он примечателен тем, что там они пели. После этого музыканты зареклись демонстрировать свои вокальные данные, и приняли решение играть только инструментальную музыку.
Скип Мур вскоре ушел, выбрав себе работу на бензоколонке. Но необходимо заметить, что на их первом прорывном сингле с песней "Walk, Don't Run" Чета Аткинса, он играет. Тогда Скип отказался от гонорара, попросив лишь 25 долларов за сессию звукозаписи…
"Walk, Don't Run" разобрали так быстро (миллион копий!), что музыканты даже растерялись. Скип Мур потребовал свой процент, но было уже поздно. Первое слово, как говорится, дороже второго…
THE VENTURES поначалу не везло с барабанщиками. Всю эту кутерьму вы можете отследить выше, в списке меняющихся в команде музыкантов. Джордж Е. Бэббит-младший вынужден был уйти, потому что был несовершеннолетним, а это означает, что он не имел право играть в ночных клубах. Позднее у него в жизни произошли иные перемены: он стал четырехзвездочным генералом ВВС…
Они были новаторами во многом. Например, в создании концептуальных альбомов. Всё просто: THE VENTURES брали тему, и тщательно разрабатывали её на одном альбоме. Аранжировки, саунд и т.д. Темой могли быть танцы, романтика ковбоев, или THE BEATLES, как на этом лонгплее:
В начале шестидесятых, когда эффект стереозвучания был еще на младенческом уровне, они хитро стали записывать соло-гитару на исключительно на левом, или правом каналах, время от времени перемещая трек. Интересно послушать, как у них это здорово получалось!
Их первый лонгплей «Walk, Don't Run» выпущенный в декабре 1960 года стал золотым в США. Отсюда и началась их длинная и славная дорога. Шестидесятые были самыми удачными в их творчестве.
По сути, они подгребли их под себя: ведь, признаемся, далеко не все жители планеты являются почитателями рок-музыки чистой воды. И таких большинство. Именно эту нишу и заняли THE VENTURES, умело исполняя в самых разных направлениях свои, и чужие композиции, при этом профессионально и талантливо затачивая их в инструменталки.
Взять, к примеру, их четвертый лонгплей "The Colorful Ventures", куда они смело включили так называемые «цветные вещи» "Yellow Jacket", "Red Top", "Orange Fire" и так далее… Эксперимент? Да, смешной и оригинальный. Народ пришел в восторг.
Порой они откровенно дурачились, пародируя разные стили и разные музыкальные коллективы. И у них почти всегда получалось со знаком плюс.
Музыкальные обозреватели, касаясь перемен в составе в шестидесятые, отмечают:
В 1962-м конфигурация "Ventures" несколько изменилась: пострадавший в автокатастрофе Джонсон уступил место Мелу Тейлору, Эдвардс взял в руки гитару, а бас-гитара досталась Боглу. Дальнейшие изменения состава происходили не так часто, но все равно имели место. В 1968-м Эдвардс решил заняться верховой ездой и освободил инструмент для Джерри МакДжи. В 1972-м он вернулся, но примерно в это же время сбежал Тейлор, начавший сольные эксперименты. За ударные уселся Джо Бэрил, но в 1979-м за установкой вновь оказался Мел.
Вот такая чехарда…
Но творческая история THE VENTURES продолжалась и в семидесятых, хотя интерес к ним в США начал падать. Причин много, и одна из них – меняющиеся мировые вкусы, пристрастия и тенденции.
А вот в Японии, раз и навсегда влюбившейся в ансамбль, интерес к ним не спадает и до сих пор.
THE VENTURES даже создали свой лейбл "Tridex Records", где выпускают свои альбомы только для японского рынка.
В СССР, да и позднее, в России на телеканале «Россия-24» в передачах «Международная панорама» и «Международное обозрение» звучала, в качестве заставки, композиция группы «Vibrations» из альбома «Super Psychedelics» (1967): кто, их живущих тогда, ее не помнит?
Их композиция «Surf Rider (Spudnik)» в исполнении группы THE LIVELY ONES звучит в фильме «Криминальное чтиво». Они написали и исполнили десятки хитов: «Driving Guitars (Ventures Twist)», «Heart on My Sleeve», «The Lonely Sea (Matador)», «Yellow Jacket», «Pedal Pusher», «Journey to the Stars», «Flower of the Sun»: замучаешься перечислять…
Они записали первый в мире обучающий альбом «Play Guitar with the Ventures», благодаря которому научились играть на гитаре неисчислимое количество людей разных возрастов.
Много чего появилось в рок-музыке благодаря им. Например, 12-струнные гитары… Группа и сегодня остается самой продаваемой инструментальной рок-группой всех времен.
Посмотрим, вспомним, и вздрогнем в сладкой осенней ностальгии... И это тоже шестидесятые!
Вот такие дела... Ну, а прежде чем сказать друг другу "пока", загляните в несколько ранних материалов канала ЮРИЙ КИСЛОВ, в которые вы, может быть, еще не заглядывали:
Вот и всё на сегодня… Пока! На канале ЮРИЙ КИСЛОВ есть и будет еще много чего интересного для знающих и начинающих любителей рок-музыки…
Буду вам благодарен ЗА ЛЮБУЮ материальную помощь, если у вас есть возможность помочь дальнейшему развитию канала. Карточка СБЕРА МИР 2202 2008 9258 9803
Заодно и поощрите мои скромные труды.
С уважением и дружбой