Электросамокат – современное удобное и недорогое средство передвижения, полюбившееся томичам. Однако за 2021 год по России было зафиксировано почти 700 ДТП с участием электросамокатов. Эксперты Роскачества рассказали, нужны ли права на электросамокат, каким правилам должны подчиняться катающиеся, и каких штрафов можно ожидать при их нарушении.
Нужны ли права для управления электросамокатом?
«На сегодняшний день права нужны только для тех моделей электросамокатов, которые имеют электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт»,– говорится в сообщении.
Это связано с тем, что подобные электросамокаты приравниваются к мопедам, а для использования таких транспортных средств необходимо иметь права категории М. Но если есть любые другие права на управление транспортным средством, то этого достаточно, и дополнительное обучение не требуется.
Есть ли ограничения по скорости?
«Сейчас ограничения на скорость законодательно не установлены. Но разрабатывается ГОСТ «Электрические средства индивидуальной мобильности. Технические требования и методы испытаний», в котором будут более жесткие требования. Так, электросамокаты признаются электронными средствами индивидуальной мобильности (ЭСИМ), и будут введены ограничения на скорость и допустимые конструкционные особенности»,– рассказывает Игорь Поздняков, юрисконсульт отдела Защиты прав потребителей Роскачества.
Предполагается, что скорость электросамокатов на некоторых территориях будет ограничена – не более 8 км/ч. Устройства, которые могут развивать скорость превышающую 25 км/ч, планируют приравнять к мопедам.
Также сообщается, что электросамокатами будут признаны средства передвижения, не оборудованные сиденьями.
«Этот пункт вызывает критику, потому что есть электросамокаты для маломобильных граждан, которые в силу своего назначения и особенностей имеют сиденья, и подобный пункт ГОСТа будет ограничивать права таких «водителей». Но, напомним, что стандарт еще обсуждается, поэтому, возможно, в него будут внесены дополнительные изменения»,– поясняют эксперты.
Все электросамокаты планируют снабжать светоотражателями. В том числе предполагается наличие маркировки: номер двигателя, название производителя, максимально возможная скорость, вес, габариты, и так далее. Диаметр шин электросамокатов должен быть не менее 125 мм.
Эксперты напоминают, что этот ГОСТ находится в статусе законопроекта, в него еще будут вноситься доработки, а введение его планируется не ранее 2023 года.
Какие штрафы ждут нарушителей?
Сегодня передвигающиеся на электросамокатах приравниваются к пешеходам, а значит, должны подчиняться тем же правилам, что и пешеходы. Они могут двигаться по тротуарам, обочинам, пешеходным, велопешеходным дорожкам, и даже по краю проезжей части, если нет иного выхода. Поэтому электросамокатчики, едущие по тротуару, ничего не нарушают, однако в случае столкновения с пешеходом возможны травмы, в том числе серьезные.
«На практике если происходит ДТП с участием электросамоката, сотрудники ДПС могут принимать кардинально разные решения по поводу статуса электросамоката. В некоторых случаях нарушителя приравнивают к пешеходу (в этом случае при возникновении помех – то есть, столкновения – штраф может составлять 1000 рублей) или к водителю мопеда (в этом случае штраф может быть уже 30000 рублей и больше). Так что законодательство в этой сфере пока неопределенно»,– говорят эксперты.
Что делать, если попал в ДТП с участием электросамоката?
Эксперты советуют: первым делом вызвайте полицию или ГИБДД. Сфотографируйте место ДТП, его участников и свидетелей, возьмите у них контакты. Дождитесь, пока сотрудник полиции составит протокол, убедитесь, что в нем все записано верно, после чего подпишите документ. Если есть физические травмы, обратитесь к специалистам и возьмите справку, что причина травм – столкновение с электросамокатом.
«Эти данные понадобятся в том случае, если вы решите обратиться в суд, чтобы взыскать компенсацию с виновника ДТП»,– объясняют эксперты.
Добавим, что если пьяный человек управляет самокатом мощностью больше
определенного показателя (от 0,25 кВТ и выше), то самокат приравнивают к
мопеду, и в этом случае последует существенный штраф, а также возможно лишение прав, которые, как отмечалось ранее, с определенной мощности самоката нужны для управления. Если же мощность самоката невелика, то штраф будет весьма скромным, так как электросамокат могут приравнять к велосипеду.