«Художник мыслит образами»... Фраза, затёртая до логических дыр. Мысль, старая как мир. Но мимо неё не пройти; в ней — вся суть и весь секрет.
К примеру: настоящий мастер пейзажа не изображает городскую улицу, нет. Он рассказывает о том, как тишину осеннего утра рассекает шорох колёс. Как дробится небосвод в расплескавших по асфальту отражениях и портит осанки горожан забирающийся под одежду холод. Многомерные и нелинейные, исполненные свойств, характеристик, символов образы явлений, событий, фактов, сплетенные меж собою нитями причин и следствий — вот что такое настоящий пейзаж.
Комплиментарность цветов? Разнородность текстур? Выраженный объём, сложный ритм, многофигурность и умные доминанты композиции? Да, имеют место быть. Хвалить за их наличие большого мастера — всё равно что восхищаться умением перелётной птицы летать. А уж когда достоинством по-настоящему значимой картины называют смешение стилей или аккуратное следование традициям школы — нас охватывает испанский стыд. Ибо всё только что перечисленное — суть пройденные этапы развития, на котором зачем-то продолжают заострять внимание те, кто не хочет, боится или ленится углубиться в мир мыслеобразов, в котором живёт и творит настоящий мастер пейзажа.
Пейзажи Георгия Павловича Татарникова великолепны. Потому что психологичны, хара́ктерны, темпераментны, подчас даже своенравны. Но нигде, вот абсолютно нигде Вы, дорогой читатель, не встретите их достойного описания. Да, они включают в себя элементы левитановской пейзажной традиции и лучшие наработки соцреалистов. Да, умеют «притворяться» то старым-добрым Барбизоном, то постимпрессией, мило заигрывающей с экспрессионизмом. Но как эти «ТТХ» отображают их неповторимую индивидуальность? Сами по себе — никак.
Есть те (и мы не скажем и слова против их статей), кто «нажимает» на героическую биографию Георгия Павловича Татарникова. Финская, Великая Отечественная, годы лишений и тревог... Да, это действительно раскрывает личность мастера как Человека, сумевшего не очерстветь и не ожесточиться. Пронести любовь к милым мелочам, к родной природе, к ближнему своему — сквозь непредставимые испытания. Но вот опять же: как это объясняет тот факт, что редкий зритель замедляет шаг, встретившись глазами с предельно обобщенным, не изобилующими яркими тонами работами кисти Татарникова?..
Истинный секрет волшебных картин нашего героя — способность из автора мыслить и творчески изъясняться цельными, рельефными, правдивыми образами. Умение воплощать их немногими крупными мазками, не упуская, однако, тех самых ключевых черт, что раскрывают их суть. Умение суммировать эти самые образы, создавая с их помощью пейзажи, выходящие за рамки простого цветного изображения. Картины, пробуждающие в сознании аудитории тактильные, обаятельные и осязательные ассоциации; логические цепочки и подсознательные связи: именно так гуляет ледяной ветер над серо-стальным изгибом Невы; ровно так бежит из-под ног к мареву горизонта пыльная лента дороги, зовущая за собой; точно так встречает ласковый летний рассвет нарядный южный город, что дремлет у самой волны.
За каждой композицией — настроение, идея, осмысленное и прочувствованное высказывание. Нет проходных картин, нет эстетики для эстетики и экспериментов ради экспериментов, нет размена на частности, но нет и навязчивой попытки «брать зрителя за руку» и стараться внушить личное отношение художника к событию, явлению, феномену... А есть богатейший букет обобщённых, но крайне точно «схваченных» образов, оставляющий в памяти долгое, приятное послевкусие встречи с большой, настоящей, искренней пейзажной живописью. Приятного просмотра, уважаемый читатель.
#культура #изобразительное искусство #искусство #культурология #живопись #музеи #выставки