Найти тему
Живопись

Художник Георгий Павлович Татарников: мыслеобразы

«Художник мыслит образами»... Фраза, затёртая до логических дыр. Мысль, старая как мир. Но мимо неё не пройти; в ней — вся суть и весь секрет.
Татарников Г. П., «Волжская здравница Черемшаны»,1952, холст, масло, 71 х 180 см, Симферопольский художественный музей
Татарников Г. П., «Волжская здравница Черемшаны»,1952, холст, масло, 71 х 180 см, Симферопольский художественный музей
Татарников Г. П., «Полдень на Волге», 1952, холст, масло, 129 х 259 см, Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова
Татарников Г. П., «Полдень на Волге», 1952, холст, масло, 129 х 259 см, Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова

К примеру: настоящий мастер пейзажа не изображает городскую улицу, нет. Он рассказывает о том, как тишину осеннего утра рассекает шорох колёс. Как дробится небосвод в расплескавших по асфальту отражениях и портит осанки горожан забирающийся под одежду холод. Многомерные и нелинейные, исполненные свойств, характеристик, символов образы явлений, событий, фактов, сплетенные меж собою нитями причин и следствий — вот что такое настоящий пейзаж.

Татарников Г. П., «Ленинград. Ранняя весна», 1959, картон, масло, Музейно-выставочный центр «Петербургский художник»
Татарников Г. П., «Ленинград. Ранняя весна», 1959, картон, масло, Музейно-выставочный центр «Петербургский художник»
Татарников Г. П., «Крымский мотив», 1968, картон, масло, 13 х 23 см, Музейно-выставочный центр «Петербургский художник» (Санкт-Петербург, Набережная Мойки, 100) откроет персональную выставку с 22 сентября 2022 по 15 января 2023 года. Экспозиция расскажет о периоде творчества художника с 1936 по 1971 годы и представит более ста графических и живописных работ художника.
Татарников Г. П., «Крымский мотив», 1968, картон, масло, 13 х 23 см, Музейно-выставочный центр «Петербургский художник» (Санкт-Петербург, Набережная Мойки, 100) откроет персональную выставку с 22 сентября 2022 по 15 января 2023 года. Экспозиция расскажет о периоде творчества художника с 1936 по 1971 годы и представит более ста графических и живописных работ художника.

Комплиментарность цветов? Разнородность текстур? Выраженный объём, сложный ритм, многофигурность и умные доминанты композиции? Да, имеют место быть. Хвалить за их наличие большого мастера — всё равно что восхищаться умением перелётной птицы летать. А уж когда достоинством по-настоящему значимой картины называют смешение стилей или аккуратное следование традициям школы — нас охватывает испанский стыд. Ибо всё только что перечисленное — суть пройденные этапы развития, на котором зачем-то продолжают заострять внимание те, кто не хочет, боится или ленится углубиться в мир мыслеобразов, в котором живёт и творит настоящий мастер пейзажа.

Татарников Г. П., «Крымский мотив», 1960, картон, масло, 17,5 х 25,5 см
Татарников Г. П., «Крымский мотив», 1960, картон, масло, 17,5 х 25,5 см
Татарников Г. П., «Берег моря осенью», 1965, картон, масло, 13 х 24,5 см
Татарников Г. П., «Берег моря осенью», 1965, картон, масло, 13 х 24,5 см

Пейзажи Георгия Павловича Татарникова великолепны. Потому что психологичны, хара́ктерны, темпераментны, подчас даже своенравны. Но нигде, вот абсолютно нигде Вы, дорогой читатель, не встретите их достойного описания. Да, они включают в себя элементы левитановской пейзажной традиции и лучшие наработки соцреалистов. Да, умеют «притворяться» то старым-добрым Барбизоном, то постимпрессией, мило заигрывающей с экспрессионизмом. Но как эти «ТТХ» отображают их неповторимую индивидуальность? Сами по себе — никак.

Татарников Г. П., «Рождествено. Этюд», 1955, картон, масло, 18,5 х 25 см
Татарников Г. П., «Рождествено. Этюд», 1955, картон, масло, 18,5 х 25 см
Татарников Г. П., «Прага. Чайки над Влтавой». 1957, картон, масло, 67 х 47,5 см, частная коллекция
Татарников Г. П., «Прага. Чайки над Влтавой». 1957, картон, масло, 67 х 47,5 см, частная коллекция
Татарников Г. П., «Озеро Лугано. Швейцария», 1950-е, картон, масло, 40 х 50 см, частная коллекция
Татарников Г. П., «Озеро Лугано. Швейцария», 1950-е, картон, масло, 40 х 50 см, частная коллекция

Есть те (и мы не скажем и слова против их статей), кто «нажимает» на героическую биографию Георгия Павловича Татарникова. Финская, Великая Отечественная, годы лишений и тревог... Да, это действительно раскрывает личность мастера как Человека, сумевшего не очерстветь и не ожесточиться. Пронести любовь к милым мелочам, к родной природе, к ближнему своему — сквозь непредставимые испытания. Но вот опять же: как это объясняет тот факт, что редкий зритель замедляет шаг, встретившись глазами с предельно обобщенным, не изобилующими яркими тонами работами кисти Татарникова?..

Истинный секрет волшебных картин нашего героя — способность из автора мыслить и творчески изъясняться цельными, рельефными, правдивыми образами. Умение воплощать их немногими крупными мазками, не упуская, однако, тех самых ключевых черт, что раскрывают их суть. Умение суммировать эти самые образы, создавая с их помощью пейзажи, выходящие за рамки простого цветного изображения. Картины, пробуждающие в сознании аудитории тактильные, обаятельные и осязательные ассоциации; логические цепочки и подсознательные связи: именно так гуляет ледяной ветер над серо-стальным изгибом Невы; ровно так бежит из-под ног к мареву горизонта пыльная лента дороги, зовущая за собой; точно так встречает ласковый летний рассвет нарядный южный город, что дремлет у самой волны.

Татарников Г. П., «Утро на набережной Крузенштерна»,1944, картон, масло, 32 х 41 см
Татарников Г. П., «Утро на набережной Крузенштерна»,1944, картон, масло, 32 х 41 см
Татарников Г. П., «Озеро Орлино. Хмурый день», 1947, картон, масло, 40 х 45 см
Татарников Г. П., «Озеро Орлино. Хмурый день», 1947, картон, масло, 40 х 45 см

За каждой композицией — настроение, идея, осмысленное и прочувствованное высказывание. Нет проходных картин, нет эстетики для эстетики и экспериментов ради экспериментов, нет размена на частности, но нет и навязчивой попытки «брать зрителя за руку» и стараться внушить личное отношение художника к событию, явлению, феномену... А есть богатейший букет обобщённых, но крайне точно «схваченных» образов, оставляющий в памяти долгое, приятное послевкусие встречи с большой, настоящей, искренней пейзажной живописью. Приятного просмотра, уважаемый читатель.

Татарников Г. П., «Весна в Крыму», 1960, картон, масло
Татарников Г. П., «Весна в Крыму», 1960, картон, масло

🎯 Ваша подписка на канал «Живопись», репосты на свои социальные странички очень важны для авторов. Поддержите канал своим участием! Большое спасибо!

#культура #изобразительное искусство #искусство #культурология #живопись #музеи #выставки