Найти тему
Ясмин Карелина

Парламент - великая ложь "нашего времени"

В своей речи 17 января 1895 года к земским депутациям государь сказал: "Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекавшихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делах внутреннего управления; пусть знают все, что я, посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой покойный незабвенный родитель".

Те, кто стоял во главе Российской Империи тогда вовсе не считали, что политические реформы, воспреобладавшие на Западе, были шагом вперед, свидетельством большей зрелости. Они относились к ним критически по существу.

Парламентское правление - "великая ложь нашего времени, - писал К.П.Победоносцев. - История свидетельствует, что самые существенные, плодотворные для народа и прочные меры и преобразования исходили от центральной воли государственных людей, или от меньшинства, просветленнаго высокой идеей и глубоким знанием; напротив того, с расширением выборнаго начала происходило принижение государственной мысли и вульгаризация мнения в массе избирателей".

В парламентарных государствах царит фактическая безответственность и законодательной, и исполнительной власти. "Ошибки, злоупотребления, произвольныя действия - ежедневное явление в министерском управлении, а часто или мы слышим о серьезной ответственности министра? Разве может быть раз в пятьдесят лет приходится слышать, что над министром суд, и всего чаще результат суда выходит ничтожный сравнительно с шумом торжественнаго производства".

Зло парламентского правления К.П. Победоносцев видит в том, что на выборах получается отбор не лучших, а только "наиболее честолюбивых и нахальных". Особенно опасна избирательная борьба в государствах многоплеменных: "Монархия неограниченная успевала устранять или примирять все подобные требования и порывы - и не одною только силой, а уравнением прав и отношений под одной властью. Но демократия не может с ними справиться, а инстинкты национализма служат для нея разъедающим элементом: каждое племя из своей местности высылает представителей - не государственной и народной идеи, но представителей племенных инстинктов, племенного раздражения, племенной ненависти - и к господствующему племени, и к другим племенам, и к связующему все части государства учреждению".

Ольденбург С.С.