В политическом и медийном пространстве все чаще звучат мысли о том, что стране для победы над геополитическими противниками необходимы перемены, но есть нюансы.
Опасность "безумных перемен"
Похоже, что в высоких кабинетах Кремля осознали необходимость серьёзных изменений в стране и ее структурах не только для скорейшего завершения конфликта на Украине, но и для успешного противостояния с глобальным Западом.
Традиционно, перед теми или иными событиями власть "прощупывает почву", подготавливает населения к переменам или важным решениям. Делается это через различные СМИ, где уже звучат открытые призывы к переменам.
Впрочем, проводя реформы, меняя страну, надо не допустить того, чтобы перемены стали показными или же деструктивными. Может стать так, что чрезмерно ретивые чиновники и "эффективные" управленцы начнут ломать то, что не нуждается в изменениях или проводить изменения, не несущие в себе ничего конструктивного. С такой имитацией бурной деятельности на местах надо бороться, спрашивая не о целевых показателях, а о конкретных результатах.
Нельзя не вспомнить и то, как осуществлялись "реформы" в 90-е и нулевые годы. Возомнив себя великим реформатором, Горбачев, а затем и Ельцин не только не вывели страну из кризиса, но и довели ее до едва ли не самого ужасного состояния в истории.
Работа над ошибками
Поэтому, перемены обязательно должны происходить. Но процесс этот необходимо организовать так, чтобы не потерять над ним контроль. Кроме того, важно бережное отношение к уже сложившейся системе политической, экономической и социальной жизни Российского государства. Здесь как у врачей. Главный принцип:" Не навреди".
Фактически, России нужны не столько перемены, сколько оперативная и грамотная работа над ошибками. Для того, чтобы починить машину не надо разносить ее кувалдой на куски, а затем пытаться собрать.
Верхи услышат и низы смогут
Одним из принципиальных шагов, необходимых для успешной модернизации России видится создание эффективной системы обратной связи между высшими эшелонами власти и регионами, рядовыми сотрудниками ведомств, населением. Такой механизм с одной стороны помог бы формулировать конструктивную критику на различных уровнях, корректировать с учетом актуальной ситуации на местах федеральные программы и планы. С другой стороны, это бы усилило личную ответственность людей на местах.
Например, широко обсуждаемая потребность в дополнительных беспилотниках показывает, что зачастую командиры отдельных подразделений лучше знают специфику военных действий, видят слабые и сильные стороны комплектования военнослужащих.
При наличии возможности оперативно донести информация с "низов" к "верхам" проблема бы начала решаться гораздо раньше. Впрочем, аналогичная ситуация наблюдается в самых разных отраслях: на производствах, в сфере торговли, ЖКХ, благоустройстве городов и т.д.
Таким образом, нельзя позволить России скатится в фанатизм. Перемены должны происходить оперативно, но крайне бережно, с учетом всех возможных рисков.
Создание же механизмов эффективной связи между "верхами" и "низами" призвано обеспечить эту оперативность и эффективность реформирования страны.