Люди издавна любят путешествовать. Путешествуя – мы открываем мир, открывая мир – мы путешествуем и т.д., и т.д. Поэтому тема этой недели географические открытия, морские и пешие походы, а также изобретения, облегчавшие этот процесс. Итак, «Понедельник день… путешествий».
19 сентября
Мы все знаем, что первыми живыми существами, полетевшими в космос стали животные. Человек в своих попытках оттолкнуться от матушки-земли всегда благородно уступает первое место братьям нашим меньшим. Так случилось и в истории воздухоплавания. 19 сентября 1783 года братья Монгольфье представили французскому королю Людовику XVI своё чудо-изобретение – воздушный шар. Для пущего эффекта в аэропутешествие отправили овцу, курицу и утку. Они-то и стали первыми героями покорения человеком неба. Шар пролетел 4 километра и вызвал у короля и его двора полнейший восторг. Увы, сегодня мы так не радуемся отправке на Красную планету марсоходов. Впечатлить техническими достижениями людей прошлых веков было гораздо проще.
#воздушный шар
20 сентября
В этот день положили начало великому географическому открытию. Правда, 20 сентября 1519 года, когда пять испанских кораблей отправились в сторону Атлантического океана, о значении этого плавания тогда мало, кто догадывался. Сам капитан-генерал Фернан Магеллан собирался лишь найти новый путь к Пряным островам – группе индонезийских островов, – где в изобилии собирали гвоздику, мускатные орехи и другие пряности. Но коммерческая экспедиция оказалась важной для изучения планеты. Капитан открыл пролив своего имени, вышел в океан, которому дал название «Тихий» и доплыл, наконец, до вожделенного пункта назначения. Правда, до триумфа адмирал не дожил, погиб в схватке с туземцами в районе Филиппинских островов. Эскадра всего лишь из одного уцелевшего корабля вернулась в Испанию, свершив незапланированное первое в мире кругосветное путешествие. А Магеллан так и помер, не зная о своём неоценимом вкладе в географию.
#магеллан
21 сентября
Ни одного путешествия не может произойти без наличия этого условия. А именно – пункта отправления. 21 сентября 1721 года Петра I приказал построить первый военный порт в России. Назвали его Новая Голландия. Располагался он, естественно, в Санкт-Петербурге. Столь «логичное» наименование появилось от того, что «Голландией» первые обитатели Северной столицы называли район у Адмиралтейства. Согласно велению императора, там прорыли два канала, образовав остров, где и находились все объекты, необходимые для деятельности порта. После такой глобальной перестройки прежний район «Голландии» получил приставку «Новая». Порт служил долго верой и правдой военно-морскому флоту. Есть легенда, что благодаря ему в русском языке появился фразеологизм – «не лезь в бутылку». В 19 веке на территории порта построили морскую тюрьму – круглую в плане башню. Матросы и работники порта прозвали её «бутылкой», а потом, по мнению некоторых, и появилось образное выражение-предупреждение для чересчур распалившихся сограждан.
#новая голландия
22 сентября
Учитывая опыт адмирала Магеллана, во время путешествия или свершения географического открытия важно понимать, куда мы собственно «путешествуем». Во избежание подобной путаницы 22 сентября 1764 года Екатерина II ввела в России использование верстовых столбов с указанием расстояния между городами. С тех пор в наш язык вошло ещё оно словосочетание «столбовая дорога», то есть дорога центральная, соединяющая крупные города и населённые пункты. Ещё в 16 веке подобные дорожные знаки ставили из брёвен. Царь Алексей Михайлович в 17 веке распорядился из Москвы до села Коломенского уставить каменные 4 метровые указатели, что казалось народу дивом-дивным. Примеру папы следовал и его сын Петр I. А Екатерина подошла к делу более централизованно. Велела изготавливать верстовые столбы по единому образцу из гранита или мрамора, высотой в 10 метров, да ещё и с флюгером на вершине в виде лошади. Неудивительно, что первые дорожные знаки этой «серии» появились только через 10 лет после указа. На их изготовление уходило уж очень много времени и средств. Уже после смерти императрицы столбы снова стали ставить на дорогах из дерева с чередующимися черными и белыми наклонными полосами.
#верстовые столбы
23 сентября
В те далекие времена, когда не существовало ни рекламных проспектов, ни сложилось ещё маршрутов, кемпингов и баз отдыха для путешественников самой надежной турфирмой была армия. Вас кормили, поили, выдавали спецодежду, и вы могли посмотреть мир. Однажды для древних римлян такой поход устроил Гай Юлий Цезарь. Южная и Северная Франция, Бельгия, Швейцария, небольшая морская прогулка и Британия. Ну, а поскольку Цезарь мог одновременно делать несколько дел одновременно, этот турпоход стал одновременно и военной компанией, и прекрасной возможностью для него взойти на политический олимп в Риме и составить первый записки для цивилизованного мира о народах и местностях вышеназванных территорий. Это сегодня Лондон или Бельгия центры экономики, науки и техники. А в 1 веке до н.э. для цветущей античной цивилизации это были неизвестные и отсталые уголки мира. Так, что Цезаря можно считать человеком, который в своё время много сделал для расширения географических представлений. Именно 23 сентября 63 года до н.э. он и родился.
#Цезарь
24 сентября
Воздушные путешествия являются одними из самых быстрых, удобных и комфортабельных. Но пока человечество не выработало тип современных аэробусов, пришлось перепробовать множество разных конструкций и форм летательных аппаратов. Среди них имелся и дирижабль с паровым двигателем. 24 сентября 1852 года первый в мире полёт на таком аппарате длинной в 44 метра совершил француз Анри Жиффар. Опыт оказался удачным и Жиффар приступил к разработке дирижабля длиной в 600 м., его предполагаемая скорость доходила до 72 км/ч. Топливом мог служить керосин. Трудясь над двигателем, изобретатель создал паровой инжектор – насос для подачи воды в паровые котлы. Увы, паровой дирижабль, так и не прижился, а насос, получил широкое распространение в промышленности. Дело в том, что из-за болезни Жиффар не смог продолжить разрабатывать свои летательные аппараты.
#Жиффар
25 сентября
Эра дирижаблестроения охватила Европу и Америку к началу 20 века. Оболочку накачивали водородом. Воздушные гиганты имели прекрасные перспективы стать основным средством авиапутешествий, ведь пассажирские гондолы уже тогда по размерам превосходили современные авиалайнеры. Необходимо было только освоить полёты на дальние расстояния. 25 сентября 1910 года свершилась первая попытка пересечь Атлантику и добраться из США до Европы. Первоначально поклонник воздухоплавания Уолтер Уэллман собирался с командой на дирижабле «Америка» покорить Северный полюс. Несколько раз они отправлялись к назначенному пункту, но из-за поломок, так не удавалось дойти до конца. После этого решили хотя бы первыми пролететь над Атлантикой. Казалось, команда предусмотрела всё: усовершенствовали конструкцию, установили два мотора, которые могли в случаи поломки подстраховывать друг друга, имелся радиопередатчик, даже захватили спасательную шлюпку на случай неудачи, а на удачу завели кота. Но прошло три дня полёта и «Америка» начала давать сбои. Пришлось посылать сигнал бедствия, его перехватили с проходящего невдалеке корабля. Команда дирижабля спустила шлюпку на воду, прихватив котика, а злополучный аппарат скрылся в неизвестном направлении. Команда спаслась.
#эра дирижаблей