Найти тему
Русский и Литература

Итоговое сочинение 2022: анализ третьего раздела. 62 темы из блоков "Литература, роль книг", "Писатели, поэты, творцы"

Оглавление

«Книга для каждого освещает наше личное движение к истине». С этой мыслью Михаила Пришвина я абсолютно согласна. И именно с неё хотела бы начать разговор о третьем разделе закрытого банка тем для итогового сочинения. Тем более что эта цитата является одной из тем подраздела «Искусство и человек».

Атмосферная фотография из музея К. Паустовского в Старом Крыму
Атмосферная фотография из музея К. Паустовского в Старом Крыму
Итоговое сочинение: банк тем. Рассматриваем 46 тем 1 подраздела. «Цель в жизни» и «Мечта»
Русский и Литература29 августа 2022
Итоговое сочинение: первые темы из закрытого банка. Разбираю 1 подраздел
Русский и Литература24 августа 2022

Анализ третьего раздела

Как я уже говорила в прошлых публикациях, раздел «Природа и культура в жизни человека» совсем небольшой, камерный. В нём, не считая повторяющихся, всего 167 тем. Зато каких! Абсолютное большинство тем посвящено литературе и творчеству: их 123. И если подразделы «Природа и человек» и «Наука и человек» не требуют дробления на блоки, так как в них 18 и 26 тем соответственно, то подраздел «Искусство и человек» гораздо богаче. Я выделила в нём следующие блоки:

1. Литература, роль книг (48 тем)
2. Писатели, поэты, творцы (14 тем)
3. Творчество, искусство (29 тем)
4. Произведения для меня (32 темы).

Некоторые темы, такие как: «Почему в литературе так часто изображают небо и звёзды?» или «Почему картины осени так интересны писателям?» - явно стоят на стыке подразделов, но, на мой взгляд, первично в них всё-таки рассуждение о литературе и писательских предпочтениях. Так это или нет для вас – решайте сами. Я лишь предлагаю собственную классификацию тем.

Итоговое сочинение 2022: анализируем 2 раздел закрытого банка тем
Русский и Литература9 сентября 2022
Честь, совесть, смелость, трусость: 47 тем закрытого банка для итогового сочинения 2022
Русский и Литература5 сентября 2022

Темы закрытого банка: «Литература, роль книг»

1. Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

2. Почему тема войны не уходит из литературы?

3. Произведение о войне, которое Вас взволновало. / Произведение о войне, которое Вам запомнилось.

4. Времена года в литературе: кто из авторов Вам ближе и почему?

5. Человек и «братья наши меньшие» в литературе.

6. Какие ещё произведения отечественной литературы могли бы носить название или подзаголовок «Отцы и дети»?

7. В чём секрет популярности стихов и песен военных лет?

8. Какие явления природы обрели в литературе символическое звучание?

9. Почему в литературе так часто изображают море и горы?

10. Как пейзажные страницы произведений помогают понять характер и состояние человека?

11. Почему в литературе так часто изображают небо и звёзды?

12. Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?

13. Почему литературу часто называют «человековедением»?

14. Чтение литературного произведения – труд или отдых?

15. Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?

16. Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени? / Какие проблемы, поднимаемые писателями, Вы считаете актуальными? / Какие темы художественной литературы не теряют своей актуальности с течением времени?

17. Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности? / Согласны ли Вы с утверждением о том, что чтение учит думать?

18. Помогает ли человеку книга лучше понять себя?

19. Какие произведения становятся классическими?

20. Какую книгу Вы бы хотели экранизировать?

21. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту? / Согласны ли Вы с утверждением А.И. Солженицына: «Единственный заменитель не прожитого нами опыта – литература»?

22. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.С. Пушкин)

23. Какие общечеловеческие ценности утверждаются в классической литературе?

24. Помогает ли литература сформировать жизненный идеал?

25. Как история отражается в литературном произведении?

26. Литература и кино: соперничество или сотрудничество?

27. Книги моего детства.

28. «Беседовать с писателями других веков — почти то же, что путешествовать» (Р. Декарт).

29. Какое место литература занимает в Вашей жизни? / «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М.М. Пришвин)

30. Способна ли книга сделать человека лучше? / Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?

31. Как Вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»?

32. Чем читательский опыт отличается от жизненного?

33. Какую роль в достижении целей играет чтение книг?

34. Что важнее в книге – как она написана или о чём?

35. Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать тому, кто устал надеяться?

36. Может ли книга помочь в минуту отчаяния? / Книга, которая может спасти от отчаяния.

37. Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?

38. Событие русской истории, запечатлённое в литературе.

39. Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить эпоху перемен?

40. Книга, хранящая память о великом подвиге.

41. Отечественная классическая литература для Вас – это нестареющее наследие?

42. Какая тема в литературе кажется Вам вечной?

43. В какой книге изображён портрет современного поколения?

44. Какие проблемы, поднятые классической литературой, актуальны для нынешнего молодого поколения?

45. Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?

46. Книга как путешествие в прошлое.

47. От чего предостерегают человечество антиутопии?

48. Согласны ли Вы с мнением, что самое эффективное изобретение в истории — книга?

-2

Темы закрытого банка: «Писатели, поэты, творцы»

1. Почему тема времён года так интересна писателям?

2. Почему картины весны так интересны писателям? / Почему тема весны так популярна у писателей?

3. Почему картины осени так интересны писателям?

4. Почему картины зимы так интересны писателям?

5. Почему природа – вечный источник вдохновения для писателей? / Чем мир живой природы привлекателен для писателя?

6. Почему многие писатели говорили об очистительной силе страдания?

7. Может ли поэт что-либо изменить в этом мире? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)

8. Нужно ли художнику обладать творческой смелостью?

9. Согласны ли Вы с мыслью Л.Н. Толстого: «Ни невежественный, ни себялюбивый человек не может стать значительным художником»?

10. Согласны ли Вы с утверждением Н.В. Гоголя: «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою»?

11. В чём заключается предназначение писателя?

12. Какие черты характера помогают человеку реализовать свой дар? / Что необходимо талантливому человеку, чтобы стать творцом искусства?

13. Как Вы понимаете призыв Н.А. Некрасова: «Служа искусству, для блага ближнего живи»?

14. В память о каком писателе Вы бы открыли музей?

Хотела поговорить здесь и об аргументации, но материал итак получился безразмерным. Об аргументах – в следующей публикации.

Анна Терехова