Алчность, женское лицемерие, любовные интриги и манипуляции — в 1948 году Орсон Уэллс заканчивает свой очередной фильм «Леди из Шанхая». В главных ролях — сам режиссер, а также его жена — красавица и символ Голливуда Рита Хейворт. После выхода картины они расстанутся навсегда.
Сюжет фильма запутан и не каждый зритель разберется в его хитросплетениях после первого просмотра. Молодой моряк по имени Майкл О’Хара нанимается на яхту богатого и влиятельного адвоката Артура Баннистера. Там он влюбляется в его жену — Эльзу. Классический любовный треугольник не так прост, как кажется на первый взгляд. Любовь здесь соседствует с жаждой наживы, а хозяева яхты больше напоминают кровожадных акул, чем людей, которые наслаждаются счастьем и свободой.
Орсон Уэллс и Рита Хейворт поженились в начале 1940-х годов. Он был молодым гениальным актером и режиссером, она блистала во второсортных голливудских фильмах и считалась первой красавицей американского кино. Это был странный брак. Рита не любила сумасшедшие голливудские тусовки и стремилась к тихому семейному счастью. Уэллс — вел разгульную ночную жизнь и с головой уходил в работу. Вскоре после свадьбы у пары родилась дочь, но Орсон не уделял семье много времени. Сразу после окончания съемок «Леди из Шанхая» их союз распался.
К началу работы над картиной Уэллс успел создать себе неоднозначную репутацию. Он был гением и дилетантом одновременно, своими новаторскими приемами он изменил каждую часть киноиндустрии — подход к съемкам, работу со сценарием, с актерами, монтаж. Уже тогда продюсеры относились к «выскочке-умнику» с опаской. Уэллс часто конфликтовал с начальством, постоянно не укладывался в бюджет, его видение кино шло в разрез с устоявшейся трактовкой. В Голливуде правили звезды, фильмы снимались в расчете на кассовые сборы. Картина «Леди из Шанхая» провалилась в прокате с оглушительным треском.
На голливудской карьере Уэллса после выхода фильма можно было ставить крест. Продюсеры, как это часто происходило с другими лентами режиссера, нещадно искромсали режиссерский вариант монтажа. Уэллс стремился снимать сцены общими планами, что не понравилось воротилам кинобизнеса. А то, что он сделал в «Леди из Шанхая» с Ритой Хейворт, не укладывалось для них ни в какие рамки.
Уэллс настоял на том, чтобы красавица-жена сделала себе более короткую прическу и перекрасила волосы из ярко рыжего цвета в светлый. Уэллс считал, что образ блондинки лучше всего подойдет для роли роковой женщины. Продюсеры считали иначе. После выхода фильма они обвинили режиссера в том, что он загубил перспективы Риты в Голливуде. Действительно, «Леди из Шанхая» стал последним значимой картиной молодой актрисы. После развода с Уэллсом она вышла замуж за богатого миллионера принца Али Хана, но и этот брак не продержался больше двух лет. Хейворт пыталась вернуться в кино, но зритель уже не шел на ее фильмы. Во время ее отсутствия пришли новые звезды. Она уже не была секс-символом Голливуда.
Широкая публика не приняла «Леди из Шанхая» - с коммерческой точки зрения результат был катастрофичным. Критики указывали на «дырявый» сюжет и обвиняли режиссера в заигрывании с театром абсурда Брехта. Но если смотреть на фильм с исторической перспективы, то даже в таких условиях Уэллс умудрился сделать очередной шедевр. Финальная сцена картины и в наши дни не дает покоя режиссерам. В развязке главные герои выясняют отношения в комнате, полной зеркал. Они готовы разорвать друг друга, но их пистолеты направлены на бесконечные отражения. Это одна из самых многозначительных и знаковых сцен в истории кинематографа. Еще одной находкой Уэллса стал эпизод разговора Майкла и Эльзы в океанариуме. Главный герой еще не понимает, что попал в ловушку, а его лицемерная возлюбленная плетет сети интриг на фоне огромных акул и морских скатов. Если бы не стеклянные перегородки, хищники бы с большим удовольствием занялись пожиранием друг друга.
«Леди из Шанхая» не только одна из самых противоречивых работ Уэллса, но и результат стечения обстоятельств и счастливого случая. Уэллс проникся идеей фильма внезапно. Он искал денег, чтобы продолжить постановку спектакля «Вокруг света за 80 дней» - в одной из камер хранения застряли костюмы актеров. Уэллс ломал голову, кто сможет прислать ему 50 тысяч долларов в течение трех часов. Наконец, он взял трубку и набрал номер продюсера Гарри Кона.
Я заказал телефонный разговор из Бостона с Гарри Коном, бывшим в то время директором фирмы «Коламбия» и находившимся в Голливуде, и сказал ему: «У меня для вас есть прекрасный сюжет, если вы только мне немедленно вышлете телеграфом пятьдесят тысяч долларов в качестве аванса за постановку». Кон спросил: «Что еще за сюжет?» Звонил я из театра. Рядом с телефоном была полочка с книгами карманного издания, и я ему дал название одной из них: «Леди из Шанхая». Я предложил: «Купите права на роман, а я сделаю фильм». Через час мы получили деньги. В самолете я прочел книгу — она была ужасна. Поэтому я тут же на полной скорости стал писать новую историю.
Уэллс всегда любил создавать загадочную атмосферу вокруг своего творчества. Но это история очень показательная. На протяжении всей карьеры режиссер отчаянно нуждался в деньгах и львиная часть его времени уходила на организационные и финансовые вопросы.
После «Леди из Шанхая» Уэллс всегда будет стремиться к независимости, финансировать фильмы из собственного кармана. Работать актером в кино и на радио, чтобы иметь возможность снимать фильмы так, как хочет именно он. Иногда жаль, что Уэллс не родился чуть попозже, чтобы попасть в Голливуд в эпоху «новой волны». Современники не понимали и боялись его. Они старались идти в ногу со временем, Уэллс же опередил свое время на несколько десятилетий.
#кино #голливуд #орсонуэллс