Найти тему
Жорик – историк

Боярыня Морозова – страдалица от веры или обычная фанатичка?

Оглавление

Четыре года Василий Суриков работал над самой своей известной картиной. Взгляните на нее – еще не старая женщина с горящими глазами на худом изможденном лице поднимает закованную в кандалы бескровную руку с пальцами, сложенными в двоеперстие. И непонятно чего больше в этом жесте – темного пророчества о грядущих смутных временах или прощального благословления обступившего сани народа.

"Боярыня Морозова", картина В. И. Сурикова, 1887 год
"Боярыня Морозова", картина В. И. Сурикова, 1887 год

А людей, что стоят вокруг, эта снежная дорога словно разделила надвое. Слева довольные сытые лица дьячков, которые хохочут, наблюдая за "крамольной бабой". А справа молчаливый народ – скорбящие женщины, внимательные иноверцы и молодая монахиня, чьи полные ужаса глаза привлекают особое внимание.

Смысл картины очевиден – знатная женщина отправляется в далекую поездку. Только вот поездка эта происходит явно не по ее воле. Что же случилось и чем так провинилась боярыня Морозова, что ее повезли в ссылку закованную в цепи, как опасную государственную преступницу?

Раскол

Собственно, в глазах царя она и была преступницей, а точнее сказать, вероотступницей. Ведь боярыня Морозова – это апологет старой веры и символ того времени, которое историки позже назовут церковным расколом.

Эти события развивались во времена царствования Алексея Михайловича Романова, по прозвищу Тишайший. Второй царь династии Романовых получил его за свое христианское смирение, добродушный и тихий нрав. Но вот времена, что выпали на его правление, тихим назвать можно было с большим трудом. И речь идет не о войнах и кризисах, а о самом великом потрясении русской православной церкви – расколе.

Главным инициатором реформы стал патриарх Никон, который в 1652 году сменил умершего Иосифа. Начал Никон круто – были подвергнуты редакции все церковные книги, по причине того, что в них содержалось множество опечаток и серьезных отступлений от церковных канонов. Двоеперстное знамение было заменено на троеперстное, имя "Иисус" стало писаться с двумя "и", а не с одной, как это было раньше. Изменения затронули и все церковные обряды и символы.

Разумеется, такая глобальная реформа понравилась не всем, и в обществе началось противостояние приверженцев старых обрядов и сторонников Никона. В результате раскола от церкви отделилась значительная часть верующих, которых впоследствии стали называть старообрядцами или староверами. Наиболее значительной фигурой, можно даже сказать знаменем поборников старой веры, стал протопоп Аввакум Петров. За свое несогласие с новой реформой он подвергался гонениям и репрессиям, но продолжал проклинать "антихристов" и бичевать вероотступников невзирая на лица. Царь пытался его уговорить перейти на свою сторону, надеялся на примирение, но тщетно. Находясь в ссылке в Пустозерске мятежный протопоп в письме к царю Федору Алексеевичу сравнил его отца с Антихристом. Этим он подписал себе смертный приговор – в 1682 году Аввакума сожгли на костре.

"Сожжение протопопа Аввакума", картина П. Е. Мясоедова
"Сожжение протопопа Аввакума", картина П. Е. Мясоедова

Непослушная Морозова

Среди сторонников Аввакума и поборников старой веры особо выделялась Феодосия Морозова. Она была верховой боярыней (особо приближенной ко двору), ее семья состояла в родстве с Романовыми, а о богатствах боярыни слагали в Москве легенды. Шутка ли – 8000 крепостных, дом с 300 слугами, золоченая карета с 12 лошадьми, соболя, жемчуга...

Этим всем богатством боярыня была обязана своему супругу Глебу Ивановичу Морозову – представителю одного из самых знатных родов на Руси. Он рано умер, и в 30 лет Феодосия Прокопьевна унаследовала все его состояние.

Морозова была самой преданной сторонницей протопопа Аввакума и старой веры. После начала церковного раскола ее имение превратилось в приют для гонимых старообрядцев. Укрытие там находили все, невзирая на социальное положение – мастеровые, монахи, нищие. Сама она была очень религиозным человеком, постоянно носила власяницу (длинную рубашку из колючей шерсти, одеваемую на голое тело), дабы усмирить плоть и проводила время в ежедневных молитвах.

При яром отрицании новой веры Феодосии Морозовой было очень затруднительно вести светскую жизнь в царском обществе, где все приняли реформы Никона. Она всеми силами старалась избегать церковных и светских мероприятий. Сказавшись больной не явилась на свадьбу государя с Натальей Нарышкиной – матерью будущего реформатора Петра I. Разумеется, такое двойственное положение осложняло ей жизнь. Да и царь несколько раз пытался уговорить Морозову принять новую веру и отречься от Аввакума. Но тщетно – Феодосия стояла на своем.

Фрагмент картины "Боярыня Морозова" В. И. Сурикова
Фрагмент картины "Боярыня Морозова" В. И. Сурикова

Умереть за веру

Хоть царь Алексей Михайлович и слыл в народе кротким и тихим, но и его терпению подходил конец. Какое-то время гнев супруга удавалось сдерживать жене Марии Ильиничне, но когда она умерла, сторонников Морозовой при дворе не осталось. Некоторое время царь ее не трогал, надеясь, что раскольница одумается. Но в ноябре 1671 года к Морозовой в дом явился архимандрит Иоаким с двумя дьяками с приказом арестовать боярыню. В этот момент в доме находилась сестра Морозовой княгиня Урусова. Чтобы показать свое неуважительное отношение к пришедшим, обе они легли в постель и в таком положении отвечали на вопросы пришедших.

Однако арестовали ее не сразу. Сначала Морозову с сестрой заковали в кандалы и оставили под домашним арестом. Царь полагал что такая мера заставит хрупкую женщину одуматься. Но куда там – Морозова продолжала пуще прежнего бичевать новую веру и ее поборников.

Тогда Феодосию перевезли сначала в Чудов монастырь, потом в Псково-Печорский. Всё ее имущество было конфисковано и перешло в царскую казну. В монастыре она пробыла три года и все это время чувствовала поддержку неравнодушных людей. Хоть ее и тщательно охраняли, Морозова получала от сочувствующих и одежду, и еду, а протопоп Аввакум слал ей письма.

В 1674 году Морозову с сестрой перевезли в Ямской двор. Там пытками на дыбе женщин убеждали принять новую веру. Тщетно. Морозова оставалась непоколебимой. Алексей Михайлович уже собирался их публично сжечь на костре, но такому кощунству помешала его сестра Ирина Михайловна, убедив государя, что жестокая прилюдная расправа лишь настроит против него народ и знать.

Фрагмент картины "Боярыня Морозова" В. И. Сурикова
Фрагмент картины "Боярыня Морозова" В. И. Сурикова

Казнь не состоялась, но вместо этого Алексей Михайлович приказал сослать сестер Феодосию и Евдокию в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточить там в земляную яму. В феврале 1675 года в кандалах женщин отвезли к новому месту заточения, а уже в ноябре она скончалась от полного истощения. Было Феодосии Морозовой всего 43 года.

Образ Морозовой

Вернемся к картине Василия Сурикова. Сам живописец был родом из Сибири, а этот край известен большим количеством старообрядцев, ушедших туда от гонений Никона. Скорее всего там он и узнал о судьбе старообрядческой мученицы и впечатлившись силой воли боярыни, решил увековечить память о ней.

Суриков долго не мог подобрать нужное лицо, чтобы изобразить боярыню Морозову. Протопоп Аввакум описывал ее как худую женщину с бегающим молниеносным взглядом. Подобрать такую натуру, чтобы в чертах лица была гордость, мука, страдание и вера было крайне непросто. В конце концов живописец срисовал Морозову со старообрядки, которая встретилась ему около Рогожского кладбища.

Картина "Боярыня Морозова" в Третьяковской галерее/ © histrf.ru
Картина "Боярыня Морозова" в Третьяковской галерее/ © histrf.ru

Сейчас картина "Боярыня Морозова" экспонируется в Третьяковской галереи и на сегодняшний день это один из самых больших и значимых ее экспонатов.

Суриков срисовал главного персонажа своей картины с безвестной женщины. А его современники использовали для своих произведений самых разных людей и про некоторых из них история знает много интересного:

Как сложились судьбы красавиц с известных портретов русских художников

(При подготовке статьи были использованы материалы сайтов: histrf.ru; autogear.ru; muzei-mira.com)