Найти тему
Телеканал "78"

«Примирить евреев с Бандерой»: как Петербург выпал из «Войны и мира»

На сцене Александринки не покажут спектакль бывшего худрука Театра им. Вахтангова Римуса Туминуса. Кто знает, какие скрытые смыслы мастер метафоры вложил в ассоциации между кострами в Москве 1812-го и 2022-го.

Фото: коллаж 78.ru, пресс-служба театра им. Вахтангова

Режиссёрский крест

210 лет назад горела Москва. Сейчас же в ней вовсю пылают культурные войны, а несколько искр долетели до Петербурга. Недавно в телефонном разговоре режиссёр Римус Туминус предрёк России пелевинского пятиногого пса на букву П. В озвученных влажных мечтах украинцы, переводя с матерно-режиссёрского на русский, нанесут удар по Москве. Литовскому деятелю культуры, полтора десятка лет жившему за счёт российского налогоплательщика, перезвонили пранкеры Лексус и Вован. «Министру культуры Украины» Туминус рассказал о подпольной работе в российской театральной тусовке и готовности ехать в Киев, чтобы поставить спектакль «Мой друг Бандера». Всё это время столичный гостеатр вовсю пытался замять скандал, прикрывая своего «бойца невидимого фронта». Большинство постановок литовца проходят в обычном режиме, включая самый свежий и актуальный спектакль по роману Льва Толстого «Война и мир». Но Петербургу его не покажут. Новость громкая и парадоксальная, но в ней есть какая-то недосказанность. Это так характерно как для творчества самого режиссёра, так и для его биографии.

Отец режиссёра Владас Туминас принимал участие в Великой Отечественной войне, причём на стороне СССР. А сам он закончил в российской столице ГИТИС и ещё в 70-е ставил в Театре им. Станиславского. В 1990-м Туминас основал Малый драматический театр Вильнюса, а в 1994-м году стал главным режиссёром Национального драматического театра Литвы. У Москвы сразу сложились напряжённые отношения с молодыми прибалтийскими государствами, где активно ущемляли русскоязычное население и поощряли адептов нацистских коллаборационистов. Но в 2007 году это не помешало тогдашнему главе Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаилу Швыдкому предложить оффер, а светочу литовской культуры — его принять. С тех пор литовский режиссёр на протяжении 14 с лишним лет проработал почти на российской госслужбе, занимая должность худрука знаменитого Государственного академического театра им. Вахтангова.

С Туминасом во главе театр благополучно начал отсчёт своего второго столетия, периодически радуя российского зрителя яркими премьерами. «Легионер» имел свою публику и был обласкан чиновниками всех рангов и всех стран. В 2010-м году он добавил на грудь к Командорскому кресту ордена Великого князя Литовского Гядиминаса и Кавалерскому кресту ордена Заслуг перед Республикой Польшей российский Орден Дружбы, а в 2017-м — ещё и Орден Почёта. Всего год назад спрятанные глубоко в душе диссидентские мысли не помешали режиссёру принять почётную грамоту Президента Российской Федерации за «многолетнюю плодотворную деятельность».

   Фото: Genrietta Peryan/globallookpress.com
Фото: Genrietta Peryan/globallookpress.com

Одновременно спектакли Туминаса получали «Золотые маски» и другие престижные творческие награды. Последней в списке была как раз «Золотая маска — 2022», тоже за «выдающийся вклад». К февралю 2022-го по всеобщему мнению режиссёр совсем обрусел. Настолько, что в Вильнюсе через два дня после начала специальной военной операции объявили об увольнении Туминаса из местного театра, того самого, который он сам же и создал. Правда, сначала появилась ошибочная новость о том, что режиссёр уходит из столичного театра, но там её быстро опровергли. Возможно, он и сам не сразу определился, откуда уходить. С одной стороны, в Москве больше платят, с другой — можно в одночасье растерять европейские контакты. Ещё и крест заслуг перед Польшей отберут.

Театр, где «никто не дёргал»

Весной же парадоксы обострились. Оказалось, что телом Туминас ещё 1 марта отбыл в Литву, но трудовой книжкой продолжал отбывать вахту в Москве. В те дни нечто подобное случилось не с одним Туминасом, однако в самом Театре им. Вахтангова официально сообщили, что с политикой это никак не связано и речь идёт об отпуске за свой счёт «по состоянию здоровья и в связи с необходимостью лечения». О том, что режиссёр болеет, известно давно, ещё в 2014-м у него нашли рак, но до 1 марта в течение восьми лет он всё равно руководил московским театром. В конце концов в российской столице при наличии денег и связей можно обнаружить не такую уж плохую медицину, вряд ли она хуже, чем в Вильнюсе. Куда больше похоже на то, что театральный деятель по привычке пытался сберечь социальный капитал сразу в двух всё более враждебно настроенных по отношению друг к другу странах, пересидеть бурю и вернуться на хлебное место.

Дальнейшие события лишь подтвердили эти подозрения. В мае небезызвестные Вован и Лексус продемонстрировали запись телефонного разговора с участием режиссёра. Матерясь на отличном русском языке, он выражает надежду на то, что украинцы начнут бомбить Москву. После этого пранкеры решили «перепроверить» деятеля культуры и перезвонили ему от имени украинского чиновника. На видеозаписи видно, как Туминас с готовностью откликается на предложение о работе в Киеве над постановкой спектакля «Мой друг Бандера» в местном «еврейском театре». Явно глумящийся собеседник объясняет московскому режиссёру, как важно «примирить евреев с Бандерой», тот кивает и оправдывается за работу в Театре им. Вахтангова, ссылаясь на свою «хуторянскую логику».

— Никто не дергал, не указывал, не было таких требований. Театр был диссидентским даже в советское время. И теперь, когда я руководил, он отличался, и его оставили в покое, — уверял Туминас.
   Фото: пресс-служба Театра им. Вахтангова
Фото: пресс-служба Театра им. Вахтангова

Ещё он рассказал, что по просьбе литовской стороны «иногда пользуется связями» и проводит в Москве разъяснительную работу с деятелями культуры и театра. Со многими «находит общий язык». И вообще, теперь у него с Литвой всё хорошо, после переезда местные власти отказались от каких-либо претензий. Кроме того, режиссёр заявил, что поддерживает «отмену» поддерживающих СВО российских деятелей культуры в Европе, в частности, Валерия Гергиева, но сам согласен продолжать «диверсионную деятельность» в Москве. Тех, кто не поддался разъяснительной работе, литовец призывает «забыть» и даже «стереть из памяти». Иронично, что на этот выпад моментально отреагировали в настоящем украинском Минкульте, отменив самого Туминаса. Ставить спектакли про Бандеру ему не позволят, так как местное культурное ведомство, по собственным словам, последовательно выступает против любого сотрудничества с советскими художниками, которые большую часть жизни проработали в России.

После этого «каминг-аута» Театр им. Вахтангова был вынужден объявить о том, что с 6 мая 2022 года прекращает сотрудничество с литовцем. Правда, без указания причины, ссылки были только на состояние здоровья. При этом театр пообещал реализовать «все творческие и художественные проекты, запланированные на 101 сезон (2021/2022)». Среди них заметную долю составляют спектакли самого Туминаса, в том числе «Война и мир». В столице в следующий раз его покажут 20 сентября, а на сайте продаются билеты на 4, 5 и 31 октября. Одновременно идут и другие поставки Туминаса, включая «Маскарад» и «Дядю Ваню».

Однако полностью выполнить обещания по поводу планов на 101-й сезон всё же не вышло. 17 сентября отменён спектакль «Ветер шумит в тополях». А в Александринский театр в Петербурге от Театра им. Вахтангова пришла депеша о том, что «в силу технических причин» зрителям с берегов Невы «не смогут показать» «Войну и мир» 30 сентября, а также 1 и 2 октября. Характер «технических причин» не раскрывается.

Патриотический пожар

После ярких майских высказываний отдельные российские коллеги Туминаса принялись искать в его деятельности следы «культурной диверсии». Их «нашли» даже в чеховском «Дяде Ване», которым раньше многие восхищались. И действительно, как объяснить странное соседство многолетнего режиссёрского пристрастия к русской классике, которое он пронёс через всю жизнь, и криков «Слава Украине!» вперемешку с призывами к отмене русской культуры? Прав Достоевский: «Широк человек». А кое-кто идёт ещё дальше, призывая проверить тех чиновников, которые «притащили» Туминаса и «до сих пор его крышуют».

   Фото: пресс-служба Театра им. Вахтангова
Фото: пресс-служба Театра им. Вахтангова

К счастью, Россия — не Украина и не Литва, и нам нет причин смешивать политических мух с творческими котлетами. Туминас — действительно хороший режиссёр и получал свои «маски» и грамоты по заслугам. Более того, «Война и мир», поставленная в ноябре 2021, вдохновила одновременно и либералов, и патриотов, во всяком случае некоторых. В интернете несложно найти хвалебные рецензии с обоих полюсов политического спектра. В опальной «Новой газете» отмечают, что в спектакле нет ни Кутузова, ни Платона Каратаева, а защищавший Россию от французов Николай Ростов в «мундирчике» вопрошает: «Для кого мне убивать и быть убитым?». При этом, как сообщается в газете, сложные идеи автора спектакля призван выражать Пьер Безухов, который «откажется зажигать свой дом, когда к нему с канистрой выйдет лихая фрейлина Перонская». Одновременно рецензент издания «Время МСК» восхищается патриотическими чертами в образе той же Перонской, которая «во время нападения французов не сбежала в тыл, а осталась в захваченной Москве, стала диверсантом-поджигателем», «лишь бы её родная страна не была разграблена, порабощена врагом».

«И она, как могла, вносила свой скромный вклад, понимая, что в любой момент может быть раскрыта. В этом и есть глубокий, и такой „непонятный“ для Запада смысл русских людей, которые могут долго терпеть, а потом всё равно дают отпор врагу. Пожилую „светскую львицу“ Перонскую блестяще сыграла Людмила Максакова», — пишет автор.

Никакой диверсии в спектакле, разумеется, не проглядывается. Да и сам Туминас сразу после обнародования компромата поспешил дать интервью «Московскому комсомольцу», в котором довольно нелепо, но в примирительном ключе оправдывался за произошедший инцидент. Мол, слова вырваны из контекста и не так смонтированы, и вообще он шутил. Мысль о «разрушении русской культуры» кажется режиссёру «безумной», идею постановки спектакля о Бандере он называет «бредом», и вообще Туминас, по его словам, до последнего надеялся, что сможет вернуться. Пишет вахтанговцам каждый день, скучает по ним, любит их, ну, а пока «будет ставить в Малом театре в Вильнюсе». Раз уж там передумали его выгонять. Да и приглашения на постановки в Израиле и Италии, по признанию режиссёра, как раз очень удачно возобновились. Спасибо Вовану! Разве что в Киев после отречения от Бандеры при нынешнем режиме уже точно не позовут.

В общем, мы рады, что жизнь у мэтра постепенно налаживается. Судьба заставила его сделать трудный выбор, которого театральный деятель всеми силами пытался избежать. Чем не тема для новой яркой постановки где-нибудь в Варшаве? Спасибо за всё, а мы дальше как-нибудь сами.