Найти тему
autoracingworld

Toyota Celica: история провала

Последний вариант Celica GT Four «Группы А» оказалась сбалансированным автомобилем, подходящим для любых типов трасс. Новое раллийное оружие японцев базировалось на Celica 6-го поколения, и по-прежнему оснащалась двигателем 3S-GTE.

Toyota Celica GT-Four ST205 в действии! Фото: Youtube.com
Toyota Celica GT-Four ST205 в действии! Фото: Youtube.com

Впервые в мире, раллийный автомобиль получил систему «антилаг» – ALS, получивший прозвище «bang-bang». Это был технологический прорыв, который позже внедрили другие команды. Дополняли картину шестиступенчатая КПП X-Trac, а также электронно-регулируемый межосевой дифференциал, постоянно перебрасывающий крутящий момент на передние или задние колеса, в зависимости от того ускорялся автомобиль, или тормозил.

Внешние изменения включали в себя заднее антикрыло увеличенного размера, увеличивающее прижимную силу. Кроме того, в передней части автомобиля добавили дополнительные воздухозаборники охлаждения двигателя, а от убирающихся фар отказались. Вместо них, Celica получила четыре круглых «глаза».

Преступление и наказание

С 1995 года FIA решила снизить производительность моторов, введя 34-миллиметровый рестриктор на впуске. Это снизило отдачу двигателей, в результате чего Celica потеряла преимущество в мощности мотора. И тогда некто, до сих пор неизвестный, придумал устройство, благодаря которому воздух попадал в турбокомпрессор помимо редукционного клапана.

Тот самый рестриктор. Фото: Youtube.com
Тот самый рестриктор. Фото: Youtube.com

Инженеры Toyota установили ограничитель таким образом, чтобы он слегка смещался от исходного положения, пропуская больше воздуха в турбонагнетатель. После финиша, механик «легким движением руки» возвращал клапан в исходной положение. На ралли Каталонии техническая инспекция обнаружила устройство, после чего команда Toyota получила унизительную годовую дисквалификацию. Макс Мосли, президент FIA, тогда признался, что впервые столкнулся со столь хитроумным обманом.

Когда появилась ST205, использовались рестрикторы на 36 мм. В 1995 году перешли на 34, и это убило 3S-GTE. Турбокомпрессор оказался слабоват, но он был омологирован, поэтому его нельзя было заменить. Но эта турбина не позволяла мотору нормально «дышать». (c) Четырехкратный чемпион Австралии по ралли Нил Бейтс

FIA отстранила Toyota Team Europe от участия в чемпионате мира, но у завода оставалась возможность участия в гонках «под чужим флагом». Например на ралли Швеции команда называлась Toyota Team Sweden, в Индонезии – Toyota Team Australia, а в Финляндии Toyota Castrol Finland. 1996 год стал последним для «Группы А», поэтому Toyota не занималась развитием Celica ST205, сосредоточившись на создании автомобиля для нового регламента World Rally Car: Corolla WRC.

В середине 90-х на первые роли вышли Subaru и Mitsubishi. Фото: Youtube.com
В середине 90-х на первые роли вышли Subaru и Mitsubishi. Фото: Youtube.com

Прочитать полную версию этой статьи, узнав подробности о двух предыдущих поколениях Селики, а также проголосовать по поводу строгости наказания Тойоты, вы можете перейдя по ссылке.