Найти в Дзене
Fox Legal Consulting

Как вернуть деньги, списанные мошенниками с карты?

5 шагов, и деньги вернет банк! Пожалуй, в России нет людей, которые не знали бы о мошенниках. Если раньше жулики действовали грубо, и для большинства было понятно что происходит, то теперь зачастую люди понимают что стали жертвой мошенничества лишь когда видят "0" в остатках на счетах банковской карты.
Распространенные схемы мошенничества: -мошенничество с сервисом BlaBlaCar. Липовый "водитель" под разными предлогами (бронирование поездки, страховка, предоплата) пересылает вам ссылку для оплаты на смешную сумму. Сайт по ссылке выглядит как сайт BlaBlaCar (но это не он!). Вы вводите данные своей карты, код из СМС и... лишаетесь денег. В некоторых случаях, деньги пропадают не только с карты, но и со всех счетов, поскольку код из СМС был для смены пароля в вашем онлайн-банке, а вы этого могли не заметить.
-мошенничество с сервисами покупки авиа- и ж/д-билетов. Вы находите удачный недорогой билет, оплачиваете его, а билет не получаете. Обращаетесь в поддержку, где вам предлагают вернуть

5 шагов, и деньги вернет банк!

Пожалуй, в России нет людей, которые не знали бы о мошенниках. Если раньше жулики действовали грубо, и для большинства было понятно что происходит, то теперь зачастую люди понимают что стали жертвой мошенничества лишь когда видят "0" в остатках на счетах банковской карты.

Распространенные схемы мошенничества:

-мошенничество с сервисом BlaBlaCar. Липовый "водитель" под разными предлогами (бронирование поездки, страховка, предоплата) пересылает вам ссылку для оплаты на смешную сумму. Сайт по ссылке выглядит как сайт BlaBlaCar (но это не он!). Вы вводите данные своей карты, код из СМС и... лишаетесь денег. В некоторых случаях, деньги пропадают не только с карты, но и со всех счетов, поскольку код из СМС был для смены пароля в вашем онлайн-банке, а вы этого могли не заметить.

-мошенничество с сервисами покупки авиа- и ж/д-билетов. Вы находите удачный недорогой билет, оплачиваете его, а билет не получаете. Обращаетесь в поддержку, где вам предлагают вернуть деньги, и скидывают ссылку для ввода данных карты. Спустя пару минут у вас списывают оставшиеся деньги, а сайт закрывается.

-мошенничество с выплатами. Из телефонного звонка (или на сайте в Интернете) вы узнаете, что вам полагается выплата от государства. Для этого нужно лишь ввести данные о себе и номера карты. Далее все происходит по уже известной схеме.

В итоге вы обращаетесь в банк, где вам говорят что деньги вернуть невозможно, обращайтесь в полицию. В полиции тысячи таких дел пылятся на полках, поскольку найти в таком случае злоумышленников практически нереально - деньги моментально переводятся на карты "дропов" - бомжей, уголовников, и прочих маргиналов; а оттуда также моментально уходят в криптовалюту; с криптовалюты уже деньги обналичиваются через других "дропов". В общем, шансов нет. 

Но действительно ли это так?

Отношения между гражданами и банками в сфере электронных средств платежа регулируются законом "О национальной платежной системе"  от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ.
В законе есть следующие интересующие нас положения:Статья 8, пункт 5.1 гласит, что банк при выявлении расходных операций, соответствующих признакам переводов без согласия клиента, обязан приостановить исполнение таких операций. Признаки утверждены приказом Банка России от 27.09.2018 N ОД-2525, и в их числе наиболее характерные признаки мошеннических операций, например: несоответствие сумм, регулярности операций, используемых устройств, получателей платежа тем, какие обычно участвуют в обороте с данным клиентом.
-Статья 9, пункт 11. Клиент обязан сообщить в банк в случае утраты средства электронного платежа (банковской карты) не позднее следующего дня, за днем утраты. При этом банк обязан обратиться в банк получателя с целью приостановления зачисления денег на счет получателя.
-Статья 9, пункт 11.2. Банк получателя обязан приостановить зачисление на счет получателя.
-Статья 9, пункт 13. Банк обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без его согласия, в случае если банк не уведомляет клиента о совершенных операциях (по почте или путем смс- / пуш-уведомлений).
-Статья 9, пункт 15. Банк обязан возместить клиенту сумму операции в случае если банк уведомляет клиента об операциях,  и клиент уведомил банк об операции, совершенной без его согласия в установленный срок (не позднее следующего дня). При этом банк может не возвращать деньги в случае, если докажет, что клиент сам нарушил правила использования карты.


Что это значит? Это значит, что у банка есть обязанности проявлять бдительность в отношении клиентских операций. А у клиента - обязанность уведомить банк в течение 1 дня с момента, когда у него украли деньги. 
В общем случае, на этих основаниях, банк обязан возвращать деньги. Исключением является случай, когда банк может доказать, что клиент нарушил правила - например, сообщил пин-код карты, коды из СМС третьим лицам. 
При этом, просто введение данных на поддельном сайте
НЕ ЯВЛЯЕТСЯ нарушением правил, поскольку в добросовестной электронной коммерции порядок использования карты является аналогичным, а добросовестность участников гражданского оборота презюмируется (пункт 5 статьи 10 ГК РФ). Важно при этом помнить, что код из СМС мог содержать прямой текст о том, что это код для смены пароля а не для оплаты. В этом случае его введение на стороннем сайте уже будет считаться нарушением с вашей стороны. 
Однако в любом случае, доказывать факт нарушения клиентом надлежит именно банку.

Как же вернуть деньги?

1. В
течение дня уведомить банк об утрате банковской карты при незаконных действиях третьих лиц.
2. Обратиться в полицию и получить талон-уведомление КУСП (это нужно, чтобы подтвердить, что вы предприняли все меры)
3. Написать претензию в банк о неисполнении банком обязанностей, предусмотренных законом О национальной платежной системе, в силу чего вы лишились своих денег, и в связи с этим на основании статей 8 и 9 указанного закона просите вернуть денежные средства. В претензии необходимо указать все подробности - сайт, где вводились данные, когда обращались в полицию, приложить талон-уведомление и т.д.
4. Банк обязан ответить в течение 10 дней, и вернуть деньги.
5. Если банк отказал, вы имеете полное право обратиться в суд, и взыскать с банка не только утраченную сумму, но и расходы на юристов, на госпошлину, а также - штраф в вашу пользу в размере 50 % от всех перечисленных сумм.

Закон и судебная практика здесь на вашей стороне (решения Верховного суда Татарстана, Кемеровского областного суда).

Между тем, лучший способ - не попадаться в такие ситуации, и самим проявить бдительность и осмотрительность.

Екатерина Ефимова