Найти в Дзене
POSTBENUA

METAния в поисках красоты: как запрещенные сети сформировали наше понимание прекрасного («Формула грез» — Катя Колпинец)

Осознание того, что Инстаграм (экстремистская организация в РФ) все больше умирает и уже вряд ли вернется к нам в ближайшие годы, накрыло меня внезапно. Я и до этого не любила его, оставляя аккаунт только для того, чтобы следить за любимыми зарубежными артистами. Меня всегда смущало то, какой меня заставляет быть эта сеть и сколько бы я не пыталась, правильно подстроиться под ее требования и включиться в ее игру я так и не смогла. Поэтому особенно ярко для меня засияла книга Кати Колпинец «Формула грез», которую недавно выпустило мое любимое издательство Individuum. Книга исследует несколько популярных явлений, созданных внутри сети: то, как должны выглядеть наше лицо и тело, какими должны быть наша работа, отношения и квартира, куда мы должны путешествовать и как об этом рассказывать. В своем исследовании Катя не срывает никаких покровов, но как же чудовищно и пронзительно звучат ее слова, помогая осознать, с чем, простите, откровенно ужасным, мы жили рядом все это время. Обман, г

Осознание того, что Инстаграм (экстремистская организация в РФ) все больше умирает и уже вряд ли вернется к нам в ближайшие годы, накрыло меня внезапно. Я и до этого не любила его, оставляя аккаунт только для того, чтобы следить за любимыми зарубежными артистами. Меня всегда смущало то, какой меня заставляет быть эта сеть и сколько бы я не пыталась, правильно подстроиться под ее требования и включиться в ее игру я так и не смогла.

Поэтому особенно ярко для меня засияла книга Кати Колпинец «Формула грез», которую недавно выпустило мое любимое издательство Individuum.

Книга исследует несколько популярных явлений, созданных внутри сети: то, как должны выглядеть наше лицо и тело, какими должны быть наша работа, отношения и квартира, куда мы должны путешествовать и как об этом рассказывать.

В своем исследовании Катя не срывает никаких покровов, но как же чудовищно и пронзительно звучат ее слова, помогая осознать, с чем, простите, откровенно ужасным, мы жили рядом все это время.

Обман, генерируемый соцсетями, не печален — он опасен во всех отношениях. Инстаграм — не просто империя лжи, это империя, подменившая ценности.

Например, «губы-утки», ставшие трендом именно благодаря инсте, породили массовую любовь к уколам в губы. Условия, в которых не всем девушкам хватает денег на качественные инъекции, породили такие явления, как домашние хирурги-самозванцы, породившие, в свою очередь, толпу инвалидов и уродов.

Лицо, в которое вложено огромное количество денег, измененное и «зафильтренное», здесь выдается за обычное. Тело делается идеальным, чтобы стать отчужденным цифровым продуктом и товаром. Отсюда берет корни явление цифровой проституции — вебкама, вида онлайн-трансляции, при которой женщины за деньги исполняют фантазии мужчин.

Инстаграм помогал заявить о себе ярким и талантливым людям? Нет.

Для привлечения подписчиков любая, даже самая яркая индивидуальность должна быть упакована в удобоваримую форму.

Чтобы стать популярным, нужно соответствовать требованию площадки: выглядеть так, как нужно и писать исключительно о том, о чем нужно. Если ты женщина, то тебе положено писать о доме, семье, детях, саморазвитии и уходе за собой.

Еще хуже обстоят дела с путешествиями.

Попытка сделать шикарные фото на тропическом острове зачастую приводят к ущемлениям интересов коренных народов и оскорблению чужой культуры. Путешествия в инстаграме всегда индивидуальны, роскошны, удобны и красивы — в них нет плачущих детей и неудобных местных жителей, не вписывающихся со своей островной культурой в гламурный мир.

Квартира? О да, любой, кто прошел переезд в крупный город, прошел путь инстаформатирования мозга в вопросах жилья. Выражение «макбук с плесенью» я забираю из книги с большим удовольствием — оно действительно отражает то, как в первые годы живет любой «современный» человек, переехавший в столицу. Он непременно пользуется самой модной техникой, хорошо выглядящей на фотографиях в инсте, но живет в квартире с плесенью, где некому сделать ремонт, потому что каждый живет в ней временно. Настоящая изнанка жизни тех, кто сидит с дорогой техникой в дорогих и модных кафе в центре Москвы — постоянная тревога и неопределенность. Только об этом не модно говорить.

Если уж тебе повезло и денег хватает на съем чего-то приличного, то это обязательно должна быть квартира с белыми стенами и большим количеством растений. Так нужно. Так — нормально. Я поймала себя на том, что в купленном год назад доме я планирую переделать стены в белые. Почему? Потому что так надо. Осознав то, что мой мозг отформатирован, я отбросила мысли о белом гипсокартоне и приняла решение оставить стену деревянной.

Откуда это взялось? Я не знаю. Из инстаграма и пинтереста, очевидно.

Но ведь я сама не люблю это!

А кто меня спрашивает?

Правильная квартира, если ты живешь в Инстаграме
Правильная квартира, если ты живешь в Инстаграме

На работе вы непременно должны испытывать эмоции. Работа не может быть рутинной, иначе читать вас не интересно. Кому интересен кассир супермаркета? Отсюда взялись бесконечные фрилансеры, по факту не делающие никакой карьеры и не имеющие постоянного дохода (сейчас, кажется, эти люди в Грузии). Они сами хотели такими быть? Свободными? Или никому не нужными, не умеющими работать в коллективах и не знающими о субординации? Мы не узнаем, потому что сами они считают, что да, они хотели бы быть именно свободными.

Я могу долго цитировать эту прекрасную книгу, но настоятельно рекомендую вам прочесть ее самостоятельно: это не просто набор размышлений о том, как все бренно и глупо, это полноценное культурологическое исследование, помогающее проанализировать свою собственную цифровую личность. И увидеть новые грани самого себя, посмотрев не через модную инстапризму, а через пугающую психологическую.