После успеха двух первых "Крестных отцов", "Апокалипсиса сегодня" и многочисленных продюсерских проектов, Фрэнсис Форд Коппола основал собственную киностудию и пустился в стилистические изыски.
"Аутсайдеры" — стилизация под молодежные фильмы 50-х годов, наподобие "Бунтовщика без причины" Рэя. Да, именно тогда, в 50-е годы, голливудские магнаты поняли, что на молодежи можно и нужно зарабатывать. Вот тогда-то и начали появляться фильмы про молодежь и для молодежи… На эти фильмы стали выделять бюджет, они были широкоэкранны, велся тщательный поиск молодых талантов…
Всё это есть в фильме Копполы, снятом по роману С. Э. Хинтон (книжка была написана в 1965 году, когда Хинтон было всего 18 лет, и, выйдя в 1967 году, стала бестселлером у школоты). Однако фильм опоздал во времени. Он полностью окупился в прокате, но, по большому счету, не сорвал банк. "Аутсайдеры" — фильм-реконструкция и, по большому счету, хрень типа "Авиатора" Скорсезе. "Я поведу тебя в музей, сказала мне сестра". В крайнем случае, это ностальгическая отрада для повзрослевшей школоты начала 60-х.
Но фильм, конечно, эффектен. Он здорово поставлен. Сочнейшие краски technicolor, выразительная музыка Кармине Копполы, оригинальные переходы между сценами. И в то же время фильм удручающе наивен. Ранние молодежные фильмы, при всей своей наивности, казались органичными; а чудовищная, первобытная сюжетная наивность "Аутсайдеров" на фоне мастерской, техничной постановки, тем более в исполнении Копполы, выглядит нелепо.
Нам рассказывается слащавая история противостояния богатеньких сынков и мальчиков из бедного района. История, преисполненная банальностей и ужасно неправдоподобных диалогов. 16-летние герои ленты, закадычные дружбаны, – приятны и внешне, и внутренне. Они читают "Унесенных ветром" и цитируют Роберта Фроста. Один из них в уличной драке убивает "чистюлю" (парня из благополучного раёна), но потом искупает свою вину: спасает детишек, застрявших в загоревшейся церкви. Он оказывается на больничной койке, обожженный, на грани между жизнью и смертью. И это – накануне массовой потасовки, "стенка на стенку", между "чистюлями" и "грязнулями". Перед тем, как отойти в мир иной, паренек оставляет другу наставление: "Помнишь, как в том стихотворении? Оставайся "золотым", Понибой".
Весь этот бред старательно, с душой, разыгран молодыми актерами. Это С. Томас Хауэлл в роли Понибоя (двумя годами позже он сыграет в "Попутчике"), Ральф Маччио (будущий "Каратэ-кид"), Том Круз, Эмилио Эстевез, Роб Лоу, Мэтт Диллон (его роль здесь самая абсурдная).
Венчает ленту песня "Оставайся золотым", исполненная Стиви Уандером.
Оценка: 6,0 из 10.
Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола.
Сценарий: Кэтлин Роуэлл, Френсис Форд Коппола (по одноименному роману С. Э. Хинтон),
Оператор: Кэтлин Роуэлл, Френсис Форд Коппола,
Композитор: Кармине Коппола.
В главных ролях: С. Томас Хауэлл, Ральф Маччио, Мэтт Диллон.
В ролях: Патрик Суэйзи, Том Круз, Роб Лоу, Дайана Лейн, Эмилио Эстевез, Гленн Уитроу.
Интересные факты о фильме:
- Во время съемок актеры, игравшие "чистюль", жили в роскошных апартаментах, а актеры, игравшие "грязнуль", довольствовались меблированными комнатами на первом этаже гостиницы. Кроме того, "чистюли" получили свои сценарии в твердом переплете, красиво оформленные, а "грязнулям" досталось непотребство в мягкой обложке. Так Коппола хотел создать напряжение "между двумя группировками".
- Оригинальная режиссерская версия длилась на полчаса дольше.
- Сценарий Кэтрин Роуэллс не удовлетворил Копполу, и ему пришлось переписать всё заново. Тем не менее, имя Роуэллс присутствует в титрах.
- Роль Черри предлагали Саре Джессике Паркер, но та отказалась.
📖 Купить роман С. Э. Хилтон "Изгои" в книжном магазине "Лабиринт":
Читайте также в моем канале: