Конец ли эпохи российского потребительского равнодушия? Есть у меня мысль.
Если коротко, то одним из результатов СВО и сопутствующих общественных трансформаций стало изменение модели поведения отечественного потребителя.
Раньше ему было положить на ценности бренда, на общественную позицию компании и акционеров, а теперь нежданно голосует рублём.
Принципы стали иногда побеждать выгоду и удобство. К примеру, ряд лично мне знакомых россиян отказались покупать товары очень модных зарубежных брендов, которые отказались продавать эти самые товары владельцам наших паспортов (отмечу эти товарищи проблему паспортную решить могут).
И это впервые за весь постсоветский период. Всего лишь год назад я на примере Вкусвилла и его кейса с ЛГБТ рекламой доказывал, что несмотря на то, что бренд умудрился ополчить против себя и сторонников, и противников «радуги», на покупки это не повлияло, а сейчас все иначе. Оно и понятно.
Общество поляризовалось. На «украинской» теме разругались друзья и родственники. И ссоры гораздо глубиннее, чем в 2014, когда спорили чей мирно присоединенный Крым.
Логика следующая. «Я с братом поругался из-за его позиции по аду в Буче, неужели я буду покупать что-то у бренда, чей владелец занимает такую же позицию» И наоборот. «Компания помогает Донбассу , я ее поддержу своей лояльностью».
Работает, как вы понимаете, в обе стороны. В смысле, противники СВО так же начинают уточнять, а на кого они тратят свои деньги. И глобально аналогично. Европа отменяет русских туристов, туристы даже имеющие визы и ВНЖ из принципа едут в Азию.
Но мысль моя в том, что постепенно этот паттерн экстраполируется и на другие идеологические аспекты (от экологии до того же лгбт). Мы привыкнем покупать у тех, с кем у нас общие ценности и нравственные идеалы. То есть СВО и соотвествующий раскол в головах уйдёт в прошлое, но мы возможно продолжим оценивать бренды и по идейным критериям, как это давно делают на Западе (иногда с дикими перегибами)
А раньше как было удобно. На все положить. Цена и удобство - никакой морали.
И на этот тренд сразу же сядут аморальные маркетологи.