Мы продолжаем говорить, что успех только в ваших руках и рассказывать о том, как наши леди строят глобальную карьеру в любое время. Новая героиня нашей рубрики - Соня Алышева, бренд-менеджер FMCG компании Reckitt Benckiser . Соня несколько лет развивала продукты компании в России, а буквально пару недель начала заниматься немецким рынком. Сегодня мы поговорим с Соней о том, как релоцироваться внутри компании, сохранив при этом позицию и профессиональную экспертизу, что нужно знать о Германии, как о стране для работы, и как пройти путь переезда быстро и комфортно!
Соня, привет! Расскажи, чем ты сейчас занимаешься? Как бы ты себя определила?
Долго думала над этим вопросом, поняла, что главное - я человек, который знает, что хочет! Мне это в жизни очень помогает - найти, что нравится и вдохновляться этим.
А если говорить с профессионально-биографической стороны, я из маленького города на юге России, переехала в Москву, чтобы учиться на факультете маркетинга в РЭУ Плеханова. Я всю жизнь работала по профессии, сначала в российских компаниях, а три года назад получила оффер от российского офиса Reckitt Benckiser - это большая британская компания, которая производит лекарственные препараты и предметы бытовой химии. Сейчас вместе с Reckitt я переехала в Германию.
И вот, мы, наконец, встретили человека, который работает по специальности! Реально очень редкая сейчас картина!
Да, случай уникальный (смеется)! Как все 17-летние я не знала, что хочу делать, думала идти на бухгалтера или экономиста (куда было проще сдать ЕГЭ). В приемной комиссии мне рассказали, что в университете есть замечательный факультет маркетинга - я как человек из города, населением в 100 тыс. человек, вообще не представляла, что это. Прочитала одну статью, понравилось, подала документы и прошла. Кажется, это решение было судьбоносным - я действительно “маркетос” по натуре!
А какой он “маркетос” по натуре? Есть ли разница в характерах и типажах маркетологов в разных странах?
На примере Reckitt могу сказать, что маркетологи - всегда страстные драйвовые натуры, очень любопытные, с моторчиком и энергией. Когда вижу таких людей, всегда понимаю, что у них скорее всего хороший performance, все хотят с ними работать. Какие-то особенности, конечно, есть, но это главное!
Из чего строится работа бренд-менеджера в вашем бизнесе?
Можно сказать, что мы работаем прямо по Котлеру (Филип Котлер - американский экономист и маркетолог, известен как “отец маркетинга”, автор классического учебника “Основы маркетинга”, с которого этот курс начинается в любом университете мира).
В начале года мы пишем стратегию - фокус на ближайший год и видение ближайших трех, там мы описываем, какие у нас будут новинки, какая будет реклама, какие будут цены - весь цикл продукта. Подход согласовывается с топ-менеджментом, и мы начинаем производство. В FMCG маркетолог очень связан с продуктом и близок к роли проджект-менеджера в IT. Ты по сути ведешь проект от идеи до запуска - делаешь бренд-позиционирование (как продукт будет продаваться), ценовую стратегию, трейд стратегию (где, как и в каком канале он будет продаваться). И только в конце идет то, что обычно видится как работа маркетолога - мы готовим бриф для креативного агентства, снимаем рекламу, готовим медиаплан, и продукт выходит в жизнь!
У бренд-менеджера должны быть сильные навыки управления проектами, чтобы все эти процессы соединить и вывести продукт до клиента.
Реально по науке! Как ты поняла, что хочешь именно международную карьеру строить?
Мне всегда было интересно развиваться глобально, по сути переход из российской компании в международную уже был таким шагом. Я всегда хотела попробовать пожить и поработать в другой стране, чтобы на практике увидеть, действительно ли такие разные рынки и такой разный потребитель бывает, испытать свои силы. Но я ожидала, что это произойдет в ближайшие несколько лет, тк в России все было классно - и рынок рос, и у меня было существенное карьерное продвижение. Но в середине апреля Reckitt объявил о продаже российского бизнеса, и я поняла, что чтобы воплотить мою мечту в жизнь, нужно ускориться.
А есть какой-то стандартный процесс релокации?
Как в любой международной компании у нас есть внутренний рейтинг - ты можешь получить один из четырех рейтингов на основе годовой оценки (на каждый из рейтингов есть определенная квота сотрудников), менеджер оценивает твой перфоманс, руководители “калибруют” результаты относительно кросс-функционального опыта и тебе присваивается рейтинг, на основе которого индексируется твоя зарплата. Если два года подряд ты получал самый высокий рейтинг, то мог претендовать на релокацию в другие страны.
Но все это было актуально до февраля.
А как работает сейчас?
Российский офис принял решение не помогать в реаллокации, тк поток желающих сейчас достаточно большой, но никто не мешает подавать CV на общих основаниях, что я и сделала. Я уведомила своего HR и менеджера, что начну смотреть вакансии в других офисах компании
Как ты построила процесс поиска?
Первым делом я обновила свое резюме, сопроводительные письма и перечень кейсов. Я приобрела курс Ольги Лермонтовой, и вам настоятельно рекомендую обратиться к специалисту, так, как на СV смотрят профессиональные рекрутеры, не посмотрит никто.
Затем я постаралась собрать информацию по своему нетворку - искать через знакомых коллег через 2-3 рукопожатия нанимающих менеджеров, чтобы не откликаться на пустые безликие формы, и писать напрямую нанимающим менеджерамна LinkedIn.
По итогам таких поисков у меня было 2 интервью - в Германию и в Англию (в головной офис).
Процесс интервью был достаточно простой, тк нанимающий менеджер мог посмотреть мой рейтинг в компании, и ему было интереснее понять мои soft skills, кейсы, которые я делала, сможем ли мы работать в одной команде.
По результатам обоих интервью я получила оффер и выбирала уже из своих личных предпочтений.
Звучит, как супер-конверсия - она сразу была такая? или ты писала большему количеству людей?
Писала я чуть большему количеству коллег, но важно отметить, что у меня была хорошо упакованная стратегия по поиску работы. Я сразу понимала, в какие страны я хочу (я не готова была ехать в Индию или в Америку). Я понимала, что хочу работать в Европе, понимала, где там есть большие рынки и где у Reckitt есть большие офисы (там нужно больше специалистов, их развитием компания больше занимается) - так, Германия - самый большой рынок Европы, а в Великобритании находится головной офис. Также я заранее изучила зарплатные вилки и уровень жизни в этих странах, поэтому я четко знала, на какие позиции мне нужно откликаться.
Знаю, что многие в панике откликаются на кучу вакансии, получают отказы и расстраиваются. Не нужно стрелять из пушки по воробьям.
Отличное замечание! Во-первых, не надо расстраиваться, если не получилось, а во-вторых, если не получилось, надо подумать, почему - возможно, это результат недостаточно проработанной стратегии.
Как ты думаешь, почему в обоих случаях тебя выбрали как кандидата? Что спрашивали на собеседовании?
Скажу честно, первый отбор в компанию, который был 3 года назад был гораздо сложнее, у меня было 5 интервью и домашние кейсы. Сейчас мне сильно помогал уже имеющийся опыт.
Но! у меня есть классный лайфхак, который я всегда применяла при поиске работы (и получала офферы) - я готовлю презентацию со всеми своими маркетинговыми кейсами (картинки, цифры, запуски, проблематика, результаты) и по факту рулю процессом интервью. Менеджер по ходу вставляет вопросы, но для меня это крутая структура!
Берем на заметку! Кажется, что это применимо для любой профессии: возможно, для разработки тебе не нужны красивые картинки, но точно нужно структурированное описание кейсов и результатов. Кроме того, готовить такой материал можно в любое время и обновлять после завершения крупных проектов!
Да, я так и делаю, потому что в ночь перед интервью это собрать нереально. Полезно еще, что люди такие встречи запоминают - недавно ко мне подошел наш маркетинг-директор и вспомнил, как я пришла к нему со слайдами на интервью!
Как ты выбирала между Англией и Германией?
Честно, это было безмерно сложно! Мне очень нравилась позиция в Англии - я бы работала в головном офисе и делала глобальную стратегию одного из топовых брендов Reckitt, но предпочла работать на немецкий рынок.
Во-первых, в Лондоне очень дорого жить, и я понимала, что существенно потеряю в уровне жизни в сравнении с Москвой. Если бы я всю жизнь мечтала жить в Лондоне, то можно было бы потерпеть, но такой мечты не было и жить снова с соседом по комнате я была не готова. Релокация - это очень-очень сложный процесс ты по сути отказываешься от всей предыдущей жизни, и мне было важно, чтобы он прошел максимально комфортно.
Я понимала, что в Германии будет гораздо комфортнее, плюс тут я работаю с тем же брендом, что и в России, поэтому переход будет максимально плавным.
Во-вторых, мне было важно иметь шенгенскую визу, а не получать ее каждый раз для поездок в Европу.
Многие переживают идти на тот же грейд при релокации и идут на позицию ниже - как было у тебя?
Я иду на тот же грейд, но у меня добавится человек в подчинении, а одна моя коллега, которая имеет хорошую экспертизу в бренде в России, релоцируется с повышением. Абсолютно не стоит себя ограничивать.
Но важно понимать специфику страны, обычно бренд-менеджеры в Германии - люди старше 30 лет, здесь принято начинать карьеру позже, люди сидят на позициях дольше, рынок не растет так быстро, как рос в России, и показывать успешные кейсы сложнее.
Что еще нам нужно знать о Германии, если мы хотим там работать?
Только хорошее - в Германии 13 зарплат (в ноябре получаешь внезапно еще одну), есть 30 дней отпуска. Многих удивляло, что меня взяли на позицию без знания немецкого язык - если у вас есть профильные знания, а в команде есть другие native для поддержки, это совершенно не обязательный навык.
А как оформлена твоя рабочая виза? Как строится вся бюрократия за процессом релокации?
Это еще одно удивление - я туристическую визу дольше получала! У Германии есть 2 типа виз для работы - Рабочая виза типа D и Bluecard (внж для высококвалифицированных специалистов). Вторая удобнее и быстрее, но есть ограничения - достаточно высокий уровень зарплаты, совпадение специальности и диплома. У меня именно она, при собранном и переведенном пакете копий документов (диплом, контракт, паспорт, страховка) визу можно получить за 5-10 дней. В случае с рабочей визой необходимо отправлять оригиналы документов, поэтому процесс в связи с текущей ситуацией может растянуться на несколько месяцев.
Есть сложность в том, что в центральной России остался один центр приема документов, поэтому сложно найти свободное окно - у меня была запись на 19 сентября, но я обновляла расписание каждый день, нашла свободное окно и уже получила документы в конце июля.
Что дает Bluecard? Можно ли работать по ней в других странах ЕС?
Нет, виза привязана к моему рабочему контракту, если я его поменяю, визу тоже нужно будет переделывать. Интересно, что спустя несколько лет работы по этой визе при сдаче экзамена на знание немецкого языка на уровень от А2 я могу претендовать на ПМЖ.
Звучит, как еще одно очко в пользу Германии! Что бы ты посоветовала нашим участницам, которые тоже хотят пройти такой путь? Мы уже поняли, что надо описать кейсы, сделать сочную презу и пройти терапию!
Дам философско-лирический совет - нужно очень хорошо понимать, откуда ты едешь и зачем ты едешь, чтобы не обмануться воздушными замками. Как только цель и причины будут сформулированы, путь тоже сложится.
Также важно не пренебрегать помощью специалистов и поработать с HR. Обязательно общайтесь с людьми, которые уже этот путь прошли - попросите 10-ти минутный звонок, это почти всегда реально!
И не ставить себе сильные ограничения - ни в языке (понятно, что английский нужен), ни в предыдущем опыте, ни в паспорте
The last but not the least - что такое женское лидерство для тебя?
Не соглашаться, что я не могу что-то сделать, потому что я женщина. Я встречаю много стереотипов - и что лучше нужно выйти замуж, и карьеристкой меня называли, как будто это оскорбление. А я себя такой не считаю - у меня полноценная многогранная жизнь, в которой я очень люблю свою работу и не хочу от нее отказываться. Я всей душой верю, что это возможно, и живу в этой парадигме. И свое окружение я тоже формирую с этим подходом!
Меня триггернуло - как будто все эти стереотипы от того, что можно выбирать только черное или белое - а я везде хочу быть и в разных ролях! И получается! Зачем себе отказывать?
Согласна - ни в чем себе не отказываем!