Найти тему

Уральская домовая роспись. Ремесло или искусство

Всем хорош Урал, только климат подкачал: слишком мало солнца, непомерно длинна зима и чересчур слякотна осень… И придумали уральцы сделать вечное лето хотя бы у себя дома. Пустили по стенам диковинные цветы и деревья, зажгли на потолке солнце, и вот уже летят к дверям райские птицы. Чудо это называется уральская домовая роспись.

Расцветом уральской домовой росписи принято называть 1880-1913 годы. Именно к этому периоду относятся самые яркие ее образцы. Именно в эти годы больше всего ездило по уральской земле крашельщиков (так называли себя носители ремесла). Они отправлялись в дорогу после уборки урожая, а возвращались к началу полевых работ. Как правило, бригада была небольшой – мастер и ученик-подмастерье. Отец с сыном или дядя с племянником. Семейный подряд. Старший рисует, младший растирает краски, готовит фон и прочее «подай-принеси». Каждая артель обслуживала свою территорию, свой путик. В Верхотурском уезде красили Корчагины, в Ирбитском – Мальцевы, Хохолины работали по Зауралью, а Беловы в окрестностях Байкаловского... Художниками себя не считали, мол, ремесло, шабашка и способ подзаработать в глухозимье. И вообще, главное искусство – это варить качественную олифу, а цветы малевать всякий сможет.

Нижняя Синячиха, фото из книги "Урал. Антология лучшего", фотограф Лариса Позднякова
Нижняя Синячиха, фото из книги "Урал. Антология лучшего", фотограф Лариса Позднякова

Конечно, были и «типовые проекты», наверняка встречалась и халтурка, но большинство работ выполнены с удивительным вкусом, душой и глубоким знанием традиций. У дверей и окон обереги – часто это совы, считавшиеся хранительницами жилья, реже другие птицы-звери, также имевшие по преданиям защитную силу. Около печи – цветок, символизирующий гостеприимную хозяйку, которая раскинула руки навстречу гостям. В половине дома, где жили молодые, символ супружества – петух с курочкой. На потолках солнце и цветочные венки. На дверях – древо жизни. В кладовой – символы достатка. Цветовая гамма пришла в домовую роспись тоже из древнерусской живописи: изумрудно-зеленые тона – надежда на плодородие и сытую жизнь; солнечно-желтые славят гостеприимство и хлебосольство; белый – чистота, бессмертие; пурпурный – тяжелая жизнь, золотой – слава и царственность. И тут же новые цвета и новые образы. Солдаты уходят на фронт, станционный смотрительвстречает паровоз, рядом с совами и курочками появляются львы, попугаи, верблюд и фламинго... Художник, даже если он считает себя ремесленником, не может работать по шаблону, не трансформируя действительность.

Нижняя Синячиха, фото из книги "Урал. Антология лучшего", фотограф Лариса Позднякова
Нижняя Синячиха, фото из книги "Урал. Антология лучшего", фотограф Лариса Позднякова

К середине XX века расписанных домов на Урале почти не осталось. Новое время, новые интерьеры, новые требования к жилью. Настоящим чудом можно считать коллекцию музея-заповедника в Нижней Синячихе. Отдельными ставнями, дверями, досочками собрал ее Иван Данилович Самойлов, работавший в те годы землеустроителем в Алапаевском районе. Ездил по деревням, покупал, уговаривал, выпрашивал. Ему же удалось создать музей-заповедник деревянного зодчества, спасти и отреставрировать множество уникальных строений, среди них и Спасо-Преображенский собор, на втором этаже которого живет сейчас коллекция уральской домовой росписи. Ремесло стало музейным экспонатом, а современные наивные художники подозрительно похожи на крашельщиков прошлого века.

Светлана Логинова, фрагмент книги "Урал. Антология лучшего", издательство "Азимут", 2014 год