Зачем нужен учёт. Что означает. Какие задачи решает. Какую пользу приносит. Управленческая и финансовая отчётность. Что важно для точного учёта финансов и чистой прибыли.
Система управленческого учёта на должном уровне налажена в крупном и среднем бизнесе. В большинстве малого бизнеса - это зона для роста.
Благосостояние 16,03% трудоспособного населения в России зависит от устойчивости и развития малого бизнеса.
Количество сотрудников в малом бизнесе составляет 13,341 млн, на 10 сентября 2022 года, ФНС России. Количество людей трудоспособного возраста составляет 83,200 человек, на 01 января 2022 года, Росстат.
Сюда входят юридические лица и индивидуальные предприниматели:
· микропредприятия — годовой доход до 120 млн рублей, численность сотрудников до 15 человек
· малые предприятия — годовой доход 120-800 млн рублей, численность сотрудников 15-100 человек.
Малый бизнес главным образом развивает продажи, интернет-маркетинг и т.д. В такой ситуации, силы и энергия не всегда остаются, чтобы контролировать финансовое положение компании. Это временами приводит к неприятностям или даже печальным последствиям.
Управленческий учёт контролирует и помогает управлять состоянием здоровья бизнеса — финансовым результатом и финансовым положением компании.
Цели и задачи управленческого учёта, варианты реализация
Цель управленческого учёта – предоставить возможность объективно управлять бизнесом компании на основе финансовых показателей.
Задачи управленческого учёта:
1. Упорядочить информацию о деятельности компании
2. Сформировать на её основе систему отчётов с актуальными показателями
3. Интерпретировать информацию в отчётности, принимать управленческие решения на основе цифр, укреплять и развивать бизнес.
Варианты реализация учёта в малом бизнесе на практике:
1. Система сбора и хранения информации – реализуется в программных решениях, Excel и Гугл-таблицах, другом электронном виде, на бумажных носителях, комбинирует эти способы.
2. Комплексная система отчётности – реализуется в программных решениях, Excel и Гугл-таблицах, в другом электронном виде, комбинирует эти способы.
Программы и сервисы для управленческого учёта - 1С Управление нашей фирмой, 1С Управление торговлей, 1С Комплексная автоматизация, МойСклад, ПланФакт, CRM-системы: Битрикс24, amoCRM, RetailCRM, другие решения.
3. Система интерпретации информации – реализуется в знании и умении участников правильно интерпретировать показатели отчётности и принимать на базе этого управленческие решения.
Управленческая и финансовая отчётность
Финансовая отчётность – отчёты о финансовом положении, финансовом результате, движении денежных средств компании. Отражает фактические показатели бизнеса за отчётный период. Соответствует управленческому учёту. Не предоставляется малым бизнесом внешним пользователям.
Бухгалтерская отчетность – аналогичные отчёты, составляют в обязательном порядке для представления в налоговые органы, для аудиторов. Отражает показатели бизнеса согласно бухгалтерскому учёту. В малом бизнесе существенно отличается от управленческого.
Управленческая отчётность – система комплексной отчётности, показывает результаты фактической деятельности компании, предназначена для внутреннего пользователя. Отражает реальные показатели бизнеса. Соответствует управленческому учёту. Включает в себя финансовую отчётность.
Категории отчётов в управленческой отчётности
Основные финансовые отчёты
· отчёт о финансовых результатах
· отчёт о движении денежных средств прямым методом
· отчёт о финансовом положении или баланс
· отчёт о движении денежных средств косвенным методом
Отчёты соответствуют стандартам финансового менеджмента. Отображают сводную информацию и их динамику по месяцам за календарный год. Формируются из вспомогательных.
Вспомогательные финансовые отчёты
· Продажи
· Производство
· Фонд оплаты труда
· Расходы
· Дебиторская задолженность (покупатели)
· Кредиторская задолженность (поставщики)
· Товарные запасы
· Внеоборотные активы (основные средства)
· Дивиденды начисленные и выплаченные, нераспределенная прибыль, вклады участников
Отчёты соответствуют стандартам финансового менеджмента. Отображают детальную информацию по показателям и их динамику по месяцам за календарный год. Служат источником информации для основных.
Дополнительные отчёты по бизнес-показателям
· Итоговые показатели из финансовых отчётов
· Маркетинговые показатели, KPI и ключевые факторы, другие
· Дашборды, диаграммы, графики
Отчёты соответствуют внутренним требованиям компании. Представляют пространство для творчества. Отображают детальную информацию по показателям и их динамику, в удобном формате и разрезе. Дополняют стандартные финансовые отчёты.
Отчёт о финансовых результатах
Отчёт также называют – отчёт о прибылях и убытках, ОПУ, ОПиУ, ОПИУ, Бюджет доходов расходов, БДР.
Отчёт о финансовых результатах – отражает доходы и расходы бизнеса и показывает на выходе финансовый результат компании, заработанную бизнесом за отчётный период чистую прибыль.
Соответствует Российским стандартам бухгалтерского учёта, РСБУ.
Отчёт считается по «начислено». В жизни – это сколько заработали, то есть какую заработную плату сотруднику начислили.
Отчет о движении денежных средств
Отчёт также называют – ДДС, Cash Flow, CF, ДДС прямым методом.
Отчёт о движении денежных средств – отражает денежные потоки и показывает на выходе сумму притока или оттока денежных средств компании за отчётный период – чистый денежный поток.
Стандартный отчёт по РСБУ.
Отчёт считается по «перечислено». В жизни – это сколько перечислили, какую сумму заработной платы из начисленной перевели сотруднику на карту.
Управленческий баланс
Отчёт также называют – отчёт о финансовом состоянии, отчёт о финансовом положении, балансовый отчёт.
Управленческий баланс – отражает активы и пассивы бизнеса и показывает финансовое положение компании на конец отчётного периода.
Управленческий баланс позволяет понять хватит ли ресурсов компании, «активов», чтобы рассчитаться по своим обязательствам, «пассивам», и какая сумма при этом останется. Или, наоборот, какой суммы будет не хватать – нераспределенная прибыль или убыток.
Стандартный отчёт по РСБУ.
Отчёт показывает на выходе накопленную на конец отчётного периода за всё время работы чистую прибыль компании, нераспределенную на дивиденды. Или накопленный убыток.
Отчёт комбинирует «начислено» и «перечислено». В жизни – нераспределенная прибыль, в какой-то степени, это сколько сотрудник накопил денег на счету в банке, на депозите или, наоборот, в кредите.
ДДС косвенным методом
Отчёт ДДС косвенным методом – отражает взаимосвязь чистой прибыли с денежным потоком. Показывает какие показатели на сколько скорректировали чистую прибыль компании и как это повлияло на чистый денежный поток и остаток денежных средств в отчётном периоде.
Информация в отчёте крайне полезна для должного управления финансами компании и исключения возможных кассовых разрывов.
Отчёт соответствует Международным Стандартам Финансовой Отчётности, МСФО. По РСБУ не является обязательным.
Отчёт показывает насколько в отчётном периоде изменения по товарным запасам, дебиторской задолженности, кредиторской задолженности и т.д. увеличили или уменьшили денежный поток компании.
Другими словами, какой вклад к чистой прибыли добавила каждая составляющая для получения чистого денежного потока компании. И, соответственно, как это повлияло на остаток денежных средств компании на конец отчётного периода.
Отчёт связывает «начислено» с «перечислено» и показывает за счёт чего происходит разница. В жизни, начислить – не значит перечислить.
Точность учёта и кассовый разрыв
Фундамент для исправного управленческого учёта
Для точного учёта финансов и прибыли компании важно соблюдать два правила:
1. Управленческий баланс должен всегда сходиться на начало и конец отчётного периода – активы равно пассивы.
Если баланс не сходится – это значит, что в других финансовых и управленческих отчётах данные по части показателей недостоверные или неполные.
Если баланса нет в управленческой отчётности – нет уверенности, что показатели в отчетах актуальные.
В таких ситуациях искажается чистая прибыль.
2. Отчёт о прибылях и убытках должен формироваться по «начислено», не по «перечислено». Формирование отчёта «кассовым методом» искажает картину.
В ситуации, когда Отчёт о прибылях и убытках формируется кассовым методом – означает, что сумма чистой прибыли будет некорректна. Баланс в таком случае сходиться не будет.
Нераспределённая прибыль и кассовый разрыв
Чистая прибыль за вычетом дивидендов формирует нераспределенную прибыль – это накопленная прибыль компании за все отчётные периоды.
Нераспределенная прибыль – это один из важнейших показателей при принятии управленческих решений.
Таким образом, когда бизнес не знает реально заработанную чистую прибыль, то решения принимаются не на основе достоверных цифр.
Фактические итоги работы могут быть хуже, чем в отчётах. В такой ситуации, со временем эффект накапливается. Появляются кассовые разрывы. Бизнесу перестаёт хватать кислорода. С ростом масштабов бизнеса нехватка может усугубляться.
В жизни – это когда сотруднику перечисляют деньги без привязки к тому, сколько заработал, и он их тратит.
И, наоборот, когда бизнес точно знает финансовый результат – эффективность управленческих решений возрастает.
Резюме
Управленческий учёт контролирует финансовое здоровье бизнеса. Он помогает принимать управленческие решения на основе цифр в управленческой отчётности. Управленческие отчёты должны включать финансовую отчётность и соответствовать стандартам финансового менеджмента. Показатели должны быть точными и достоверными. Это укрепляет управление бизнесом и помогает избежать кассовых разрывов. С ростом бизнеса актуальность должного финансового учёта возрастает.
Меня зовут Сергей Осиюк - помогаю компаниям малого и среднего бизнеса настраивать и внедрять профессиональный управленческий учёт.
Больше информации об управленческом учёте и обо мне на сайте https://tilda.cc/page/?pageid=30293308 (сейчас на обновлении)
Ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Буду рад ответить на вопросы в комментариях.