Мария Прохоровна Шамина. Нам про нее известно меньше всего. Фотография только одна, с группового портрета. Вот она в увеличенном виде.
Новеньким, начинающим читать историю жизни севастопольской семьи, просьба пройти в корневой каталог и начать читать сначала, чтобы было понятно.
Павел Шамин, её муж, на флоте с 1874, стал «подпоручиком по Адмиралтейству» в 1887, и в итоге дослужился до «поручика по Адмиралтейству». Умер он скорее всего в январе 1898 (исключен со службы по архивным данным 2.02.1898). Его жене, Марии Прохоровне (в дев. Евстафьева, дочь матроса из крестьян Казанской губернии), назначили пенсию. Она умерла в 1920. В архиве есть запись, что она приходила в 1898 году в военное ведомство, просила материальную помощь, эту запись я видела лично, как и многие другие архивные, написано не с чужих слов.
Видимо, на дом нужны были деньги. Пра-правнучка Марии утверждает, что дом не строился, а был куплен уже в готовом виде.
Теперь мы знаем, что Мария была из крестьян, еще и дочь матроса. Как в Казанской губернии оказалась дочь матроса- останется загадкой. Так же как и загадкой будет, где же встретились Павел и Мария, если Павел родом из Саратовской губернии? Может, всё-таки в Севастополе? Павел приехал туда служить, она приехала с семьей, где отец служил матросом, на Черноморский флот.
В любом случае, мечта девушек тех времен выйти замуж за моряка в её случае сложилась. Да еще за какого! Подающего надежды, с перспективой на офицерское звание.
Так и произошло:
Бывшая крестьянка стала офицерской женой. Посмотрите на портрет. Старший сын- курсант военного училища, дочка и мама одеты "по моде," от крестьянок не осталось и следа. Дорогая ткань платья, брошка, браслет. Только трудовые руки и простая прическа выдают крестьянское происхождение.
Очень сложно искать архивную информацию по Севастополю. Многие архивы погибли во время Великой Отечественной войны, когда город практически стерли с лица земли. Поэтому будем пользоваться тем, что есть. На фото Мария с детьми, чей возраст помогает вычислить дату посещения фотоателье. Очень возможно, что это 1904 или 1905. Вероятнее всего, все-таки 1904-ый, еще дореволюционный.
Отчеты градоначальников этого времени пестрят сообщениями о проблемах города. Впрочем, я еще не нашла ни одного отчета градоначальника, где хотя бы что-то в развитии города от отмечал, как положительное. Исключая, пожалуй, образование.
И вот еще:
"В отчетном году в градоначальстве было 138 промышленных заведений, в том числе 120 водочных, пивных и винных складов и пивных лавок, производительность коих была на сумму 6.960.257 р., более предыдущего года на 4.128.377 р. По заграничному плаванию прибыло в Севастопольский порт пришло 96 и отошло 95 судов..."
Пить стали больше...
На фото Балаклава, это и в те времена часть Севастополя:
Информация публикуется с разрешения потомков.