Вокруг нас множество материала для натюрмортов
Многие воображают, что смогли бы нарисовать хороший натюрморт, если бы у них под рукой оказался более подходящий материал. Им почему-то кажется, будто весь секрет в том, чтобы отправиться куда-нибудь за тридевять земель и там откопать "нужный" предмет - безупречный во всех отношениях. У мастеров натюрморта и вправду намётанный глаз на хороший материал, так что любая попавшаяся диковина непременно пополнит собой их коллекцию. Но случается и так, что они сначала проходят мимо многообещающего материала, который валялся у них под ногами, чтобы в конце концов к нему вернуться.
В любом доме, найдётся масса подходящих предметов, для натюрморта.
Когда говорят: "Мне нечего рисовать", это вовсе не оправдание. Портретист, пейзажист, художник по рекламе - все они, в отличие от мастера натюрморта, выбирают своим объектом то, что само бросается в глаза.
Как размещать натуральный материал?
Под словом "компоновка" имеется в виду месторасположение предметов в натюрморте и их взаимоотношения на плоскости. Слово "композиция" означает, как смотрится эта компоновка под заданным углом.
На рисунке (А) показаны сверху три объекта - а,б и в, - расставленные на прямоугольной плоскости г, которая может быть и столом, и куском картона, и днищем демонстрационной витрины.
В композиции на рисунке (Б) подставка для предметов располагается несколько ниже уровня глаз.
На рисунке (В) композиция берётся под другим углом, а уровень глаз оказывается заметно выше. Обходя конструкцию со всех сторон, художник решает, как передвинуть тот или иной объект, чтобы улучшить композицию.
Выше, на рисунках 1 и 2, представлены сомнительные варианты компоновки, если смотреть на них сверху. Хотя под определённым углом зрения такая расстановка благодаря разной высоте и форме предметов может дать в итоге интересную композицию. Только сам художник вправе выбирать, какими принципами ему руководствоваться. Кто-то упрямо предпочитает довольно "плотную" компоновку, в которой вокруг объектов остаётся очень мало воздуха, как показано на рисунке 3.
А кто- то другой будет стремиться к ощущению большего простора, как на рисунке 4.
В порядке эксперимента расставьте предметы как можно дальше друг от друга (см. Рис. 5) и обратите внимание, что вам естественным образом хочется теснее привязать их друг к другу.
А теперь сдвиньте их впритык, как на рисунке 6, и вы почувствуете необходимость уменьшить "давление", переставив хотя бы один предмет подальше от других.
КАК РАСЧЛЕНИТЬ ПРОСТРАНСТВО КАРТИНЫ, СДЕЛАВ ЕГО ПРИЯТНЫМ ДЛЯ ГЛАЗА
Выстраивая композицию натюрморта, только сам творец вправе решать, на каком количестве предметов ему остановиться. Одно время старые голландские мастера считали, что в хорошей картине должно быть как можно больше предметов, и чрезвычайно заботились о том, чтобы каждый из них казался настолько реальным, что зрителю хотелось протянуть руку и ухватить его прямо с холста. Признаться, эти полотна зачастую выглядят слишком "захламлёнными".
Чтобы композиция вашей картины не была похожа на кучу мусора, важно тренировать своё чутьё на принятие правильных решений. И тогда добавление очередного предмета будет создавать приятное ощущение законченности. Где-то должен быть предел - проблема лишь в том, чтобы знать, где остановиться.
Сейчас рассмотрим упражнение с брусками. По ходу дела, постараемся не упускать из виду несколько задач. Во-первых, любое добавление должно выглядеть так, будто это заключительная точка. Во-вторых, нам нужно расчленить пространство, сделав его приятным для глаза. Каков бы ни был наш натуральный материал, эта задача всегда решается посредством контуров, которые очерчивают различные элементы картины. Вдобавок нам нужно ещё позаботиться о приятном для глаза распределении светотени. Конечно же, все эти задачи тесно взаимосвязаны.
На рисунке (1) мы начнём с бруска, который назовём якорем. От него мы будем плясать. Хотя он и стоит обособленно, место для него выбиралось отнюдь не наобум. Чрезвычайно важной составляющей этого эксперимента является угол комнаты или демонстрационной витрины (в данном случае - три куска жёсткого картона, образующие угол на поверхности стола). Обратите внимание, в каких местах одинокий брусок пересекается с каждой из трёх линий, которые сходятся в одну точку в углу. Ни одна из них не делит его точно по центру. И, тем не менее, брусок обособлен и одинок - как и любая другая единичная вещь в натюрморте.
На рисунке (2) добавляем второй брусок, и нам становится как минимум вдвое интереснее. Это новый брусок ниже первого не вполовину, а чуть больше. Он мог быть выше и ниже, но только не вполовину. Уже сейчас у нас есть некое ощущение законченности. По крайней мере, эти два бруска явным образом составляют единое целое - ощущение обособленности и одиночества куда-то испарились.
На рисунке (3) добавлен третий брусок. И он весьма кстати: ничему не вредит, зато многому помогает. Не забывайте про конфигурацию тени. Тени на рисунке (3) интересны и сами по себе. Но эти три бруска должны составлять единую группу, независимо от теней, стен или пола. Мысленно изолируйте бруски от их окружения и посмотрите, хорошо ли они дополняют друг друга.
На рисунке (4) мы пускаем в ход четвёртый брусок - и это явно к лучшему. Он отлично становится на своё место. Но не скажешь, что оно единственное, куда его можно было поставить. Новый брусок "работает" в одной упряжке с другими. И зазоры между отдельными предметами, и конструкция в целом по-прежнему радуют глаз.
На рисунке (5) появляется пятый брусок, который как будто говорит: "Позвольте-ка и мне поучаствовать, ведь я отлично впишусь в вашу затею!" Пока что он самый маленький из всех брусков. Зачастую самая маленькая частица в натюрморте может располагаться и здесь , и там, в отличие от какого-нибудь крупного предмета. Это верно и в данном случае. Существует множество возможностей добавить в нашу композицию этот брусок.
На рисунке (6) появляется ещё один дерзкий незнакомец. Но поскольку этот брусок становится на правом фланге, создаётся впечатление, что он соблюдает все правила и что товарищи охотно принимают его в свою компанию.
На рисунке (7) добавленный брусок оказывается впереди. Он становится новым вожаком и делает это хорошо. Без него можно было запросто обойтись, но он возник и стал частью целого. А с ним в качестве бесплатного приложения добавились ещё две любопытные тёмные треугольные фигуры: одна из них - брошенная тень, другая - видимая часть затенённой боковины смежного бруска.
На рисунке (8) на заднем плане появляется новый "король". Можно было бы подумать, что он будет соперничать с "якорем", который мы видели на рис. 1, но ничего такого не происходит. Почему? Благодаря разумному размещению предметов в пространстве. Однако с добавлением этого бруска возникает чувство, что процесс компоновки можно уже и завершать. Наверняка нашлись бы художники, которые взялись бы создавать великий абстрактный проект из ста и более брусков. То, что у нас получилось, можно было бы нарисовать, не выстраивая реальную модель, а полагаться исключительно на своё воображение. Где-то на полпути можно было бы изменить терминологию и уже не называть это натюрмортом. И всё внимание здесь будет приковано к необычному "бегущему контуру", который целиком замыкает в себе нашу композицию из восьми брусков.