Есть авторы, работы которых похожи на дебри, сквозь которые можно прорубиться лишь с мачете. Есть авторы, которые явно пали жертвой переводчиков. А есть политические писатели. Авторы, излагающие столь же глубокие философские и политологические вещи, но так, что их работы читаются как хороший роман.
К числу последних относится один из трех столпов социологии – Максимилиан Карл Эмиль Вебер. Или как его запанибратски принято именовать – Макс.
Его «Протестантская этика и дух капитализма» просто идеальна для чтения в метро – и захватывающе, и привлекает внимание барышень. И еще безумно полезно, если читать не на пустую голову.
Начнем с того, что автор сразу берет «быка за рога» -
«Современного человека интересует прежде всего следующий вопрос: какое сцепление обстоятельств привело к тому, что именно на Западе, и только здесь, возникли такие явления культуры, которые развились в направлении, получившем универсальное значение?
Так же обстоит дело с самым могучим фактором нашей современной жизни — с капитализмом»
Что ценно дальше?
Во-первых, даётся понятное определение капиталистического строя и его принципиальное отличие от тех намеков на капиталистическую организацию деятельности, которые можно встретить в более раннюю эпоху.
«Стремление к предпринимательству», «стремление к наживе», к денежной выгоде, к наибольшей денежной выгоде само по себе ничего общего не имеет с капитализмом. Это стремление наблюдалось и наблюдается у официантов, врачей, кучеров, художников, кокоток, чиновников-взяточников, солдат, разбойников, крестоносцев, посетителей игорных домов и нищих — можно с полным правом сказать, что оно свойственно людям самого разного сорта всех эпох и стран мира, повсюду, где для этого существовала или существует какая-либо объективная возможность.
Безудержная алчность в делах наживы ни в коей мере не тождественна капитализму и еще менее того его «духу».
Капитализм скорее может быть идентичным обузданию этого иррационального стремления, во всяком случае, его рациональному регламентированию»
Так Вебер определяет предмет исследования:
«Нас интересует возникновение буржуазного промышленного капитализма с его рациональной организацией свободного труда, а в культурно-историческом аспекте — возникновение западной буржуазии»
Практическое применение научного знания, которое стало решающим фактором в преобразовании жизненного уклада народных масс, возникло благодаря тому, что определенные начинания получали на Западе экономическое поощрение. Это было тесно связано со своеобразием социального устройства западного общества.
«Естественно возникает вопрос:
Где истоки этого права? Почему, в самом деле, капиталистические интересы не привели к аналогичным результатам в Китае или Индии? Почему в этих странах вообще не вступили на характерный для Запада путь рационализации ни наука, ни искусство, ни государство, ни экономика?»
Напомню, работа Вебера датируется 1905 годом и кое-что за это время стало не столь категорично, но об этом потом.
Теперь категорически важное, собственно сам инструмент эффективного исследования любого современного общества:
«В такой же степени, как от рациональной техники и рационального права, экономический рационализм зависит и от способности и предрасположенности людей к определенным видам практически-рационального жизненного поведения. Там, где определенные психологические факторы служат ему препятствием, развитие хозяйственно-рационального жизненного поведения также наталкивается на серьезное внутреннее противодействие.
В прошлом основными формирующими жизненное поведение элементами повсюду выступали магические и религиозные идеи и коренившиеся в них этические представления о долге»
О них и пойдет речь в последующем изложении