Найти тему
Littleone

Хороший вопрос. Какие игры могут влиять на развитие нравственности у ребенка?

«Литтлван» попросил рассказать психолога Ксению Рябову о том, что подразумевают под нравственностью, нужно ли ее специально развивать у детей и можно ли делать это с помощью игр? Бонус — подборка психологических игр для детей разных возрастов. Это совсем не скучно, как может показаться на первый взгляд!

  artisteer, istockphoto
artisteer, istockphoto

Ксения Рябова — детский психолог, гештальт-терапевт, опыт работы с детьми более 10 лет.

Понятие нравственности и ее формирование у детей

Обычно под нравственностью понимают систему внутренних правил человека, которые определяют его поведение и отношение к себе и окружающим. К нравственным качествам традиционно относят верность, уважение к другим, скромность, тактичность, порядочность. Все они, так или иначе, связаны с понятиями добра и зла, основаны на гуманистических ценностях. Эти качества непосредственно проявляются в поведении и поступках человека, а также в том, как он их переживает.

Каким же образом человек, взрослея, становится нравственным или безнравственным?

При рождении у детей нет никаких сформированных убеждений и правил. Хотя некоторые ученые считают, что определенные зачатки нравственности, то есть предпочтения «хорошего» «плохому», заложены в человеке генетически. В любом случае с взрослением ребенка усложняется его восприятие мира. Он замечает все более тонкие взаимосвязи и понимает, что другие видят мир иначе, чем он сам — у каждого своя точка зрения. И делает какие-то выводы о мире. Если взрослые не разговаривают с ребенком, отмахиваются от его вопросов, не объясняют сложные вещи, то выводы, которые он сделает, могут им не понравиться. Например, школьник заметит, что те одноклассники, кто хвастается дорогими вещами, приобретают авторитет в классе. Значит, хвастаться — хорошо. Поэтому родителям важно оставаться в диалоге с ребенком.

Воспитание нравственности: что могу сделать родители?

Как родители могут влиять на развитие нравственности у детей?

  • Показывать пример.
    Если вы повторяете ребенку, что лгать плохо, но сами то и дело привираете, он усвоит, что говорить неправду — норма жизни. То же самое, если вы призываете заботиться о здоровье, а сами курите.
  • Разговаривать.
    Важно объяснять свои и чужие поступки, показывать причинно-следственные связи между событиями.
  • Развивать эмпатию.
    Нужно говорить о своих чувствах, в связи с поведением ребенка, например, предлагать размышлять о чувствах другого.
  • Играть.
    В дошкольном возрасте игра — основной способ знакомства с миром. В дальнейшем арсенал способов расширяется, но игра всегда остается безопасным полем для экспериментов, для проявления чувств и качеств, которые порой оказываются скрытыми в повседневной жизни.

Роль психологических игр в воспитании нравственности

Психологические игры — это любые, которые способствуют лучшему пониманию себя и других. В них можно играть всей семьей и предлагать детям с компанией друзей. Но, как правило, нужен ведущий — взрослый, который направляет процесс. Когда возникает необходимость в такие играть? Когда родитель, например, чувствует, что мало времени проводит в разговорах с ребенком; замечает влияние его друзей, которое не очень нравится.

Ниже я, опираясь на теорию нравственного развития личности Лоуренса Кольберга (описана в книге Essays on Moral Development, Kohlberg, Lawrence, 1981; на русском не издана — прим. ред), приведу примеры подобных игр для детей разных возрастов.

Согласно теории Лоуренса Кольберга выделяется несколько стадий морального (или нравственного) развития, связанных с ростом интеллектуальной сферы и способности к эмпатии. Возрастные рамки каждой стадии условны: Кольберг считал, что многие всю жизнь остаются на 1-2 стадии.

Моральные нормы и принципы формируются в процессе общения между людьми: это сложный процесс, обмен, не ограничивающийся опытом поощрения или наказания. Игра — одна из основных форм общения с детьми, с помощью которой родители могут помочь им поэтапно двигаться к нравственному развитию.

4-7 лет

Игры в этом возрасте способствуют развитию навыков вежливого, уважительного общения, умению подумать о другом, тактильной чувствительности, бережности, пониманию, что такое хорошо, а что такое плохо.

«Вежливые слова»

Ведущий предлагает детям различные ситуации. Они могут быть изображены на картинках или описаны устно. Например: один ребенок толкнул другого; один уронил игрушку, второй поднимает и т.п. Детям можно предложить составить рассказ по картинке либо разыграть сценку, при этом говоря друг другу слова, соответствующие ситуации. Игра развивает навыки общения, вежливость, заботу о другом.

  saeed karimi, Unsplash
saeed karimi, Unsplash

«Назови ласково»

Каждый игрок должен ласково обратиться к своему соседу: «Милый Ванечка, хорошая Машенька» и т.д. Игра развивает навыки бережного общения, учит выражать симпатию и быть внимательным к другому.

«Щедрые подарки»

Один ребенок выбирается Феей Щедрости (или Щедрым Магом). Он дотрагивается по очереди до других ребят «волшебной палочкой» и называет подарок, который хотел бы подарить именно ему/ей. Можно усложнить игру, предложив детям называть букву, на которую водящий должен придумать подарок. Но это не обязательно. Так дети учатся думать о другом, чувствуют, как приятно порадовать кого-то.

«Только хорошее»

Ведущий бросает мячик по очереди каждому игроку и называет какое-то качество: доброта, хитрость, остроумие, жадность… Поймать мяч нужно только тогда, когда произносится хорошее. Игра учит разделять положительные и негативные качества, помогает найти собственные ориентиры: каким я хочу быть?

«Цветок качеств»

Дети рисуют цветок важных для человека качеств: каждое необходимое, по мнению ребенка, — отдельный лепесток. Раскрашивают, украшают и обсуждают под руководством ведущего. Игра, как и предыдущая, учит многообразию человеческих качеств, развивает воображение и креативность.

«Жизнь в лесу» и «Птенцы»

Ведущий говорит: «Представьте, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Попробуйте общаться без слов. Чтобы спросить, как дела, хлопаем человека по ладони. Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову. Чтобы выразить свое доброе отношение, можно погладить по голове. Или изобрести свои способы общения без слов».

Есть еще похожая игра — «Птенцы». В ней участники также общаются без слов, но при этом изображают птенчиков: как те вылупляются из скорлупы и впервые знакомятся с окружающим миром и друг с другом.

Обе игры развивают тактильную чувствительность, навыки невербального общения, воображение.

7-11 лет

Ребенок уже в состоянии оценить свое поведение с точки зрения моральных принципов, принятых в его окружении. В этом возрасте он уже может поставить себя на место другого, то есть способен к эмпатии.

Все приведенные ниже игры на помогают развивать этот навык, учат заботиться о более слабом и ценить, когда заботятся о тебе.

«Как надо заботиться»

Каждый получает в руки игрушечного зверя. Потом ведущий называет одного из них, например, кошку. Тот, у кого она оказывается в руках, просит других игроков рассказать, как нужно заботиться о ней. А затем дарит игрушку тому, чей рассказ понравился ему больше.

Также можно предложить каждому ребенку рассказать о своем питомце или о том, кого он хотел бы иметь. А затем — представить себя на месте этого питомца. Каково быть таким? Как о тебе заботятся? А как бы ты хотел, чтобы это делали? А что ты делаешь для своего хозяина?

«Волшебные очки»

Надеваешь их и говоришь о каждом игроке что-то хорошее. Так ребенок усваивает, что все люди разные, но найти сильные стороны можно у каждого.

«Благодарность»

Участники пишут письмо тому человеку, к кому испытывают благодарность. Их можно даже отправить по почте. Например, члены одной семьи могут отправить друг другу такие послания.

«Походи в моих ботинках»

Каждый игрок заполняет анкету с простыми вопросами о том, что он любит, как проводит свой день. Потом все оставляют их в снятых предварительно ботинка. Затем в произвольном порядке меняются обувью, читают чужие ответы и пытаются вжиться в другого человека. И делятся впечатлениями. Что я чувствую на месте другого? Чего бы я сейчас хотел? Сильно ли отличается жизнь другого от моей собственной?

Подростки (от 12 лет)

  Obie Fernandez, Unsplash
Obie Fernandez, Unsplash

В идеале в подростковом возрасте человек выходит на достаточно высокий уровень нравственного развития. Он уже может вырабатывать свои принципы и взгляды, которые не обязательно совпадают с общественными. И иногда может пойти против норм, принятых в его сообществе, если считает, что они не соответствуют его пониманию добра и зла.

Здесь приходит время более сложных вопросов: тех, на которые нет однозначного ответа. Психологические игры для подростков, как и во взрослых, часто основаны на этических дилеммах. Их полезно обсуждать в семье: поводом для разговора может стать просмотренный вместе фильм или прочитанный рассказ. Хороши и командные игры. Они развивают способность договариваться и работать в группе, принимать решение и брать за него ответственность, аргументировать и защищать свою точку зрения. Ниже —примеры таких игр, которые можно организовать в компании. В каждой — важна роль ведущего. Это может быть любой взрослый, способный разговаривать с подростками на непростые темы. Он помогает как-то интерпретировать результаты игры, сделать выводы. Например: «Мне следует учиться быть тверже и говорить увереннее, ведь я была права, но промолчала»; «Я не смог справиться с эмоциями и начал кричать, чем только разозлил всех. Мне надо учиться заявлять о своем несогласии без крика».

«Потерпевшие кораблекрушение»

По сценарию игроки оказываются членами экипажа тонущей яхты. Они должны договориться, какие предметы будут спасать как необходимые им для выживания (список предварительно дается ведущим, около 15 предметов). Выделяется 20-30 минут на групповые рассуждения, а затем обсуждают результаты: получилось ли у участников использовать ресурс группы для поиска самого эффективного решения; кто оказался лидером и взял на себя ответственность за окончательный ответ; получалось ли аргументировать свое мнение и т. п.

«Путешествие на воздушном шаре»

По легенде игры воздушный шар медленно опускается, внизу — океан. Есть шанс на спасение: если избавиться от лишнего груза, он сможет долететь до необитаемого острова. Участники выбрасывают балласт, вещи (список также дается заранее ведущим), а затем придется жертвовать и кем-то из игроков, чтобы спасти большую часть команды… При этом в самом начале игры каждый выбирает себе профессию и имеет возможность доказать свою незаменимость для выживания на острове. После окончания игрового действия также важно обсуждение. Какое решение было самым трудным? Как менялась атмосфера в команде и отношения между участниками? Что помогало прийти к соглашению, а что мешало?

«Пересадка сердца»

Игра похожа на предыдущую. По ее условиям команда тоже должна решить, кто из персонажей будет спасен, а кому придется погибнуть. По сюжету, в больницу поступает одно донорское сердце, а кандидатов на пересадку несколько. Ситуация у каждого критическая, и о каждом игроки что-то знают. Например, 75-летний профессор, разрабатывающий вакцину от рака; мать-одиночка с двумя детьми и др. Участники должны прийти к единому решению — кого спасти. В этой игре, безусловно, не найти единственно правильного ответа. Важно обсуждение: вопросы те же самые, что и в двух предыдущих играх.