Найти в Дзене
📚 МемуаристЪ

Сталин хотел перегородить Каспий

Насколько Сталин разбирался в добыче нефти? Отрасль новая и на тот момент максимально технологичная. Возьми старого, дореволюционных времён нефтяника с Бакинских промыслов, он на оборудовании тридцатых годов работать просто не смог бы. Всё другое, методы добычи, оборудование, целая наука выросла. Даже профессионалы не всегда поспевали за веяниями времени. Как же Сталин руководил такой сложной отраслью?

Вспоминает многолетний Сталинский нарком нефти Николай Байбаков. Очередной звонок вождя молодому наркому. Сталин спрашивает, так, мол, и так - есть записка геолога Сенюкова. Тот предлагает ускорить разведку новых месторождений нефти и газа. Для этого нужны пробные, так называемые, "опорные" скважины. Очень широкая сетка этих самых пробных скважин.

Так делать не принято, каждая скважина стоит денег и немаленьких. Прежде, чем бурить породы, работают геологи, геофизики, учёные. Дают прогноз где по геологии скорее всего будут богатые запасы. И только потом уже бурение.

Сенюков предлагал революционный слом подхода. Залегания нефти и газа - штука капризная, не всегда наука может их предсказать. Единственный способ нащупать на больших глубинах большие запасы - бурить повсеместно. Найденные месторождения с лихвой окупят "лишние", "плохие" скважины.

Сталин интересуется мнением наркома, как специалиста по нефти. Стоит ли ухватиться за предложение геологов? Звучит-то логично, но мало ли. Байбаков быстро обдумал и отвечает, что накрыть страну сеткой пробных скважин - дело очень и очень дорогое. И риск, что ничего такой метод не даст, тоже есть.

И тут же добавляет, что попробовать новый метод нужно в каком-то одном нефтеносном районе. Если дело пойдёт - раскинем сетку пошире. Сталин идею такого эксперимента одобрил и поддержал.

Метод геологов местами показал себя очень хорошо. Нефть и газ обнаруживались там, где никакие учёные предсказать, порой, не могли. Байбаков вспоминал, что, благодаря "опорным скважинам", найдены богатейшие месторождения от Башкирии до Урала, Казахстана и Туркмении. А не случись того звонка вождя - когда бы их ещё открыли, да и открыли бы вообще?

Или другой проект. Наши инженеры стали осваивать Каспийское море. Нефти на побережье много, только добраться тяжело, нужно бурить под водой. А к самым богатым запасам не подобраться, нужно на большие глубины уходить. Уже в те годы открыто месторождение "Нефтяные камни" и целый ряд других. На мелкой воде ещё можно строить с берега стальные мосты и платформы. Но очень дорого и технически сложно.

Проект освоения Каспия только обсуждался учёными, а Сталин уже звонит молодому наркому нефти. Есть предложение, как добраться до Каспийской нефти. Инженеры предлагают перерезать Каспий длинной плотиной от Грозного до Шевченко. Глубина в этих местах позволяет, море мелкое, от двух до шести метров. Плотина позволит понизить уровень воды и добывать нефть. Что думает об этом нарком нефти?

Обсудили подробно. Байбаков задаёт вопрос - куда же пойдёт вода из Волги и Урала? Нужно тогда тянуть какие-то обводные каналы. Стройка на миллионы рублей, да и природу загубим. Сталин помолчал, действительно, эту сторону не продумывали. В итоге проект плотины на Каспии был отвергнут как неперспективный.

Байбаков говорит, что таких разговоров с вождём было немало. Сталин всегда стремился вникать до самой сути, до технической стороны дела. Слушать не самого горлопанистого, а всех специалистов, делать взвешенные выводы.

Результаты Сталинского руководства поражают. Тот же Байбаков по памяти называет в интервью результаты первых пятилеток. Каждый год национальный доход рос процентов по пятнадцать! Невиданные для капиталистических стран темпы, только локти кусать, глядя на Советский Союз.

Либералы любят говорить, что Черчилль, якобы, никогда не говорил известную фразу про "принял с сохой, оставил с атомной бомбой". Что ж, спорить можно долго. Но вот Сталинский нарком Байбаков говорит именно это:

"За небывало короткий исторический срок стали современной индустриальной державой, пришли от сохи к атомной энергетике, к ядерному оружию, первыми осуществили прорыв в космос. Здесь, конечно, заслуга Сталина исключительно велика".

Уже на излёте Советской эпохи Байбакову задают два любимых вопроса либералов. Номер один про репрессии и участие в них лично Сталина. И второй - как обычно, народ всё сам сделал, "победили вопреки". А вождь и партия только путались под ногами и мешали делу.

Ответ Байбакова прямой как обсадная труба:

"Некоторые современные критики говорят – это все роль народа, а настоящего дальновидного руководства тогда, якобы, не было. Сталин, мол, здесь ни при чем, ибо общее руководство было плохим, примитивным, никудышным. Можно ли с подобными популистскими утверждениями согласиться? Конечно, нельзя. Ясно одно – Сталин был не только выдающимся политическим и государственным, но и крупным военным деятелем двадцатого века".

И насчёт репрессий. Нарком говорит, что отдельные случаи расправ не вполне по делу, несомненно, были. Только это никак не тянет на "полстраны сидело, полстраны охраняло". Да и роль Сталина в этих процессах сильно преувеличена. Вот как он говорил об участии вождя в арестах:

"Насчет репрессий среди работников нефтяной промышленности я мало что могу добавить. Были отдельные лица, которых арестовывали, но не по прямому указанию Сталина. Такие акции не были массовыми".

И рассказывает собственную историю. Когда в 1935 году, будучи инженером на "Лениннефти" попал в скверную историю. За злоупотребления и вредительство арестовали руководство треста. Не на пустом месте, аварий, да испорченного оборудования было в тресте многовато. Пойди разберись, где прямое вредительство, а где головотяпство и халатность.

Составили ряд бумаг и на инженера Байбакова. Что и трубы у него сплошь выходят негодными, и в скважину всё падает так, что не достать. И аварии одна за одной. Надо бы разобраться. Неприятные бумаги.

Что же, инженер Байбаков оказался, может, в лагере или у стенки? Как же ему удалось потом стать наркомом? Может преувеличивают господа либералы масштабы "репрессий"?

Руководство треста, кстати, получило суровые приговоры. И вот поразительно, число аварий и порчи оборудования резко пошло на спад. Как так выходит?

Заключает свой рассказ многолетний нарком нефтяной промышленности так:

"Скажу больше – из всех высших государственных и партийных деятелей Сталин был самым любознательным и практичным и больше всех оказывал нам помощь".